Три дня с 23 по 26 февраля в третьем мегаполисе 30 специалистов из Атырау, Нур-Султана и Шымкента прошли курс повышения квалификации на тему «Практическое применение Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ) в деятельности реабилитационных учреждений». Курс организован в рамках проекта «Школа менторов».
Что такое МКФ и почему она так необходима в процессе реабилитации нашему изданию рассказала международный ментор этого курса, старший научный сотрудник Федерального центра мозга и нейротехнологий ФМБА России, доцент НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа» Галина Алексеевна Ковалева.
— Что такое МКФ, зачем она создана и какие цели ставит перед специалистами?
— Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ) — это инструмент, позволяющий учитывать в процессе реабилитации не только имеющиеся проблемы развития, но и социальные аспекты и их влияние на повседневную жизнь и деятельность каждого ребёнка.
В конце 20 века Международным сообществом реабилитологов было принято решение о необходимости модернизации реабилитационной службы для того, чтобы она стала наиболее полезной для тех, кто включен и охвачен реабилитацией и помогала не просто восстанавливать функцию саму по себе, а помогать её реализации в процессе учёбы, игры, самообслуживания, то есть тех видов деятельности, которые необходимы каждому человеку в его ежедневной жизни.
В этом документе собраны основные принципы, которые должны соблюдаться, чтобы обеспечить достижение лучших результатов реабилитационного процесса в максимально в короткие сроки.
— Из чего состоит МКФ?
— МКФ учитывает 4 области, с помощью которых можно поставить функциональный диагноз и определить реабилитационный потенциал для каждого ребёнка или взрослого. К этим областям относятся: функции и структуры организма, а также степень активности и участия.
Первые две характеристики учитывают то, какие органы повреждены и как нарушены функции, которые эти органы реализуют. Вторые две характеристики дают оценку тому, как нарушение структуры или функции влияет на возможности жизнедеятельности человека.
Помимо этих 4 основных компонентов есть ещё такой раздел, как факторы окружающей среды и персональные факторы. Они могут оказывать как положительное, так и негативное влияние на процесс реабилитации.
Приведу такой пример: если пациент не может дышать самостоятельно, то показано использование трахеостомы, чтобы облегчить дыхание. В то же время трахеостома не дает возможности пациенту разговаривать. Поэтому один и тот же фактор будет рассматриваться в качестве плюса для одной функции в качестве минуса для реализации другой функциональной системы.
Факторы окружающей среды и специальные технические средства, такие как: специальные пандусы, коляски, костыли, трости, роботизированные системы типа экзоскелетов, альтернативные системы коммуникации, — помогают человеку извне восполнить дефицит, возникший на фоне недостаточности функции структуры организма.
— Нужна ли родителям МКФ? Для чего?
— Современная модель реабилитации предполагает, что активным участником реабилитационного процесса является сам пациент и члены его семьи. Они — часть мультидисциплинарной команды наряду со специалистами. Именно их позиция, активность и нацеленность на результат- это основополагающий принцип любой современной системы реабилитации.
Запрос семьи запускает весь процесс: анализ потенциала, который есть у ребенка, определение факторов ежедневной жизни, которые влияют негативно на возможности ребенка и постановка целей и задач реабилитации. То есть мы вместе с родителями определяем, какую мы будем реализовывать цель на этапе реабилитации, мы обучаем родителей коррекционным и реабилитационным навыкам, чтобы они могли ежедневно многократно их повторять.
Например, если ребенок не владел навыками самообслуживания, ему в жизни эти навыки нужны, а он не может самостоятельно надеть кофточку или застегнуть куртку. Поэтому постановка целей исходит из запроса, который формулируют родители, основываясь на том, какой фактор наиболее ограничивает возможности жизнедеятельности ребенка. Никто так хорошо, как родители, ежедневно наблюдающие за своим ребенком, и активно с ним взаимодействующие и осуществляющие воспитательный и образовательный процесс, не может подсказать специалистам и правильно направить реабилитационный процесс.
Специалисты вместе с родителями определяют цель на этап реабилитации, обучают родителей коррекционным и реабилитационным навыкам для того, чтобы они могли ежедневно многократно их повторять. То есть на занятии показали, что нужно сделать с ребенком, научили родителей это делать и дали расписание, как в течение дня выполнять эти функции. После завершения реабилитации, ребенок закрепляет эти навыки дома, развивает и совершенствует их с применением тех же коррекционных приемов, что и в центре.
Поэтому, будучи активными участниками реабилитационного процесса, родители, конечно же, должныразговаривать со специалистом на одном языке и должны понимать, то такое МКФ и использовать эти понятия.
— Поделитесь впечатлениями о проведенном семинаре в реабилитационном центре «Қасиетті жол»
— Я в Казахстане уже не один год провожу образовательные мероприятия и у меня уже сложилось понимание, что люди, которые приходят в реабилитацию, это люди с огнем в глазах, которые хотят учиться, развиваться и осваивать все новое для того, чтобы максимально помочь каждому малышу.
Здесь в центре «Қасиетті жол» не навешивают ярлыки на людей, у которых есть какие-то особенности, а ищут пути помощи, обучения и развития, чтобы раскрыть тот потенциал, который есть у каждого человека. Чтобы дети, независимо от имеющихся у них особенностей, смогли реализоваться, развиваться и достигнуть максимальных высот в этой жизни.
Ваши специалисты — это очень эмоционально отзывчивая среда, это дружелюбные, гостеприимные, большие люди с большими сердцами.
Напомним, Фонд «Қасиетті Жол»более 10 лет помогает детям с диагнозом церебральный паралич из малообеспеченных семей и домов ребёнка и регулярно проводит обучение своих сотрудников, чтобы обеспечить высокий уровень реабилитационных услуг для детей.