Главный архитектор Шымкента Ержан Нуразханов рассказал о том, какое будущее ждет третий мегаполис Казахстана.
По словам руководителя управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений Шымкента, градостроительные проекты – задача сложная, но цель всегда одна – учитывать множество факторов при застройке, чтобы горожанам было не только комфортно жить, но и экологично.
Ержан Нуразханов подчеркнул, что во времена СССР при строительстве Шымкента, когда высокими темпами шла индустриализация, были совершены масштабнейшие ошибки. Так, не учли розу ветров, несмотря на большое количество промышленных предприятий; железную дорогу также, по мнению эксперта, поставили неграмотно, из-за чего постоянно шло загрязнение атмосферы.
Теперь, говорит главный архитектор города, таких ошибок повторять не будут. Задача экологов – заставить предприятия соблюдать нормы, ставить фильтры и не превышать уровень загрязнения.
В 2017 году к Шымкенту присоединились новые обширные территории. Он превратился в миллионник. Но даже пять лет назад еще не были учтены условия, которые изменились, и то, что в 90-х прилегающие к городу земли раздавали совершенно бесконтрольно.
В результате Шымкент на 70% застроен «одноэтажными неказистыми домами без коммуникаций, и только 30% приходится на многоэтажный сектор», говорит Нуразханов.
Ранее стало известно, что уже подготовлен и представлен новый генплан города, рассчитанный до 2035 года. Его планируется выставить на обсуждение общественности и с Ассамблеей народа Казахстана.
В перспективе генплан будет продлен до 2050 года. Для этого победитель тендера, компания «Градкомплекс» из Алматы, привлекла крупнейших специалистов мирового уровня в области градостроения, в том числе из СНГ.
Согласно планам, жителей одноэтажек будут переселять, причем им будут предложены финансовая компенсация, предоставление жилья в других районах, а также смешанные варианты.
Еще одна цель, которая строит перед нынешними архитекторами при развитии Шымкента – это отказ от понятия «центр города». Основная идея в том, чтобы людям комфортно было везде. Поликлиники, больницы, школы и детские сады, ЦОНы и кинотеатры должны быть в шаговой доступности.
Территория в 116 280 гектаров требует и решения транспортного вопроса, поскольку сейчас городские дороги перегружены. По мнению экспертов, для нормального функционирования транспортной системы нужно как минимум три кольца: внутреннее, наружное и среднее, это уже заложено в новом генплане.
Появятся также сквозные дороги с севера на юг и с востока на запад для внедрения альтернативных видов транспорта. Ожидается строительство легкорельсовой дороги, по которой будут двигаться современные скоростные трамваи. Такое решение поможет улучшить экологию, разгрузить транспортные потоки, а для людей сделать передвижение по городу максимально быстрым и комфортным.
Старую железную дорогу оставят только для пассажирских перевозок, грузовые переведут на северную сторону в целях улучшения экологической ситуации.
Максимум внимания будут уделять озеленению города, высадке деревьев, обустройству новых парков. В микрорайоне Шымсити появится парк на 47-49 га. Он будет устроен по всем современным мировым технологиям и стандартам, говорит главный архитектор города.
В этом же районе сейчас строят современный конгресс-холл.