На что имеет право токал, по мнению шымкентского суда

Теги: ,
492

Известного в Шымкенте и далеко за его пределами адвоката Евгения Яворского требуют лишить адвокатской лицензии. Причина, по мнению автора заявления, в разглашении юридической тайны.

19 мая 2022 года в соцсетях Евгений Яворский в качестве члена общественного совета города опубликовал пост.

«… В Казахстане очень распространено иметь вторую жену. Даже есть название — токал. Никогда в судебной практике независимого Казахстана, если брак официально не зарегистрирован, женщине не светило получить наследство. В Шымкенте суд признал совместное проживание (которое, кстати, было со слов свидетелей) фактическими брачными отношениями с женщиной и лишил наследства законную супругу, а также детей, рожденных в зарегистрированном браке. Почитайте решения суда. Будем обращаться в Верховный суд и к его председателю Асанову Ж. Прошу разобраться с этой порочной судебной практикой, отменить данные незаконные судебные акты, которые фактически разобьют институт семьи в нашей стране», — написал юрист.

К публикации он приложил скриншоты решения суда. Эти самые скриншоты и стали поводом для обращения в суд.

21 мая Б.А., действующая в интересах несовершеннолетнего сына С.Ж., обратилась в суд с иском о возмещении морального вреда. По мнению заявительницы, адвокат, опубликовав в соцсетях судебное решение, имеющее законную силу, нарушил Кодекс РК об адвокатской этике.

По словам Евгения Яворского, документ уже был в открытом доступе до того, как он его опубликовал на своих страницах в соцсетях.

Решение по делу было вынесено Каратаускийм районным судом Шымкента 28 мая 2021 года, после чего было опубликовано в открытом доступе на официальном портале Верховного суда (в едином окне доступа к сервисам судов страны в электронном виде в судебном кабинете). Это значит, что любой гражданин, имеющий доступ в судебный кабинет, может зайти, увидеть это самое решение и при желании скачать его.

С чего все началось

1984 год. Двое молодых, Б. и А., решили пожениться. В браке у них родилось четверо детей. Пять лет спустя муж завел еще одну семью на стороне, однако супруга смирилась с этим, и они продолжили общаться. Более того, несмотря на появление троих детей во втором браке, мужчина и его первая жена решили сохранить отношения в официальном статусе – о разводе даже не говорили.

К слову, дети в обеих семьях — почти ровесники.

Прецедент

2020 год, пандемия. В Шымкенте зарегистрированы первые смертельные случаи от коронавируса. Не удалось побороть болезнь и отцу двоих семейств. Спустя полгода после похорон дети, рожденные в законном браке, пришли к нотариусу, как того и требуют юридические процедуры, чтобы вступить в наследство. При этом они сообщили, что у отца есть еще трое детей в другом, неофициальном браке. Нотариус распределяет доли наследуемого имущества: 50% — законной супруге, оставшиеся 50% делит в равных частях между семью детьми. Каждому достается около 7,15% от имущества. Четверо детей, рожденных в законном браке, отказываются от своей доли наследства в пользу своей матери. В результате у нее оказываются ее 50% плюс 28,57%, которые ей отдали ее дети.

Неофициальная жена, не согласная с этим решением, обратилась в суд и заявила, что состояла в фактических брачных отношениях с безвременно ушедшим Б. По ее словам, в период совместной жизни с Б. и был приобретен дом и автомобиль, а с законной супругой Б. якобы не проживал последние 18 лет.

Суд выслушал доводы ответчицы, что Б. проживал с законной семьей и иногда на неделю уходил в ту, вторую семью. Нотариус также в суде пояснила: свидетельство о праве наследования ею выданы законно, поскольку А. состояла с Б. в зарегистрированном браке.

Истица представила в суде совместные с Б. фотографии и его документы. Такие же фотографии и документы предоставила и А. Тем не менее, суд пришел к выводу, что Б. не проживал с А. более пяти лет, и принял решение отстранить ее от наследования.

Что не так с решением суда

Казалось бы, интересы детей соблюдены, в чем проблема. Но четверо детей от законной супруги отказались от своей доли наследства в пользу матери. При этом автоматически все имущество переходит к детям от второго, незаконного брака. Напомним, форма брака, когда люди живут вместе, не оформляя свои отношения официально, называется сожительством.

Согласно статье 28 Закона «О браке и семе», права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).

Вот что говорит о гражданском браке юрист defacto.kz Сергей Сизинцев: «Единственным документом, подтверждающим наличие брачных отношений между гражданами, в нашей стране является свидетельство о заключении брака. Свидетельство о браке выдается после совершения всех предписанных в законе действий для заключения брака и его регистрации. И никакими другими доказательствами, в том числе свидетельскими показаниями или даже совместным заявлением граждан, брак не может быть подтвержден. Таким образом, существование «гражданского брака» документально ничем не подтверждается. Поэтому невозможно признание подобного брака в судебном порядке. Установление факта состояния в фактических брачных отношениях допускается только в отношении случаев, когда эти отношения возникли до 8 июля 1944 года (действовавшие в то время нормы признавали фактический брак), что на сегодняшний день уже редкость».

Мы поинтересовались у Евгения Яворского, почему он решил предать огласке дело, решение по которому было принято год назад.

«Я, как председатель постоянной комиссии по вопросам законности, правопорядка и местного самоуправления общественного совета города, в первую очередь думаю об интересах граждан. И если сейчас мы спустим на тормозах эту ситуацию, при которой законную супругу суд лишает наследства только потому, что посчитал, что незаконная супруга предоставила достаточные доказательства, это поставит под сомнение дальнейшее существование института брака. Если мужчине было настолько хорошо в той семье, почему он не развелся с законной супругой, почему продолжал жить с нею, детей рожал? Почему с сыном, рожденным в законном браке, вел общий бизнес? Почему он присутствует на большинстве совместных семейных фотографий? И почему суд считает, что сожительство – это доказанный брак, и лишает законную наследницу ее прав? Я уже говорил, что у нас, особенно на юге, развито такое явление, как токал, и если завтра все они пойдут в суд, требуя лишить наследства законных супруг, терпевших их наличие все годы совместной жизни с мужем, будет ли это считаться нормальным?»

Предыдущая запись
Түркістан облысы: түнгі уақытта заңды өкілсіз жүрген 13 жасөспірімнің ата-анасына айыппұл салынды
Следующая запись
В Шымкенте установлен порядок размещения наружной рекламы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Видео

Қала әкімнің біріңғай қабылдауы жаңа форматқа көшті

Новость дня

Популярное среди читателей

Колонки редакторов

Все теги

Меню