До июня 2018 года Туркестан был провинциальным городком. Несмотря на наличие в городе театра, особого интереса к этому виду искусства у горожан и жителей окрестностей не возникало. Но все изменилось четыре года назад, когда Туркестан стал главным городом области. И хотя теперь Шымкент и Туркестанская область – отдельные, самостоятельные административные единицы, прежние культурные связи не только сохранились, но и усилились.
Кроме драматического театра имени Райымбека Сейтметова, в областном центре появился музыкально-драматический театр. Когда строилось здание, труппа театра им. Р. Сейтметова не могла нарадоваться: наконец-то их мечта сбудется, и они переедут из старого клуба железнодорожников, в настоящий театр.
Но если о чем-нибудь слишком много думать и говорить об этом вслух, обязательно что-то пойдет не так. Вот и с театром: власти решили, что в городе должен появиться новый коллектив, который возглавила Айнур Копбасарова. Хорошо это или плохо, ответ должны дать компетентные лица. Нас же интересует сторона творческая.
Боевое крещение новой сцене было дано выступлением джазового саксофониста с мировой известностью – Игорем Бутманом. А дальше за дело взялась директор, она же художественный руководитель.
Первая постановка, которая была представлена на суд зрителю, – спектакль «Борте», рассказывающий о жизни любимой жены Потрясателя вселенной. Затем была «Фариза», премьера которой состоялась в 2019 году на сцене московского «Современника», «Башня любви», и недавно зрителям продемонстрировали пластическую постановку «Сказание о Коркыте». Причем, если «Борте» ставили с привлечением на главные роли артистов из других городов, то последний спектакль был создан силами уже сформировавшейся местной труппы, если не считать режиссера и вокала.
Все три спектакля можно отнести к разряду захватывающих и масштабных. Сравниться с ними может только «Домалак ана», поставленная на сцене шымкентского городского театра оперы и балета. Но и бюджеты этих постановок фантастические, при том, что, несмотря на профессиональную работу актеров, шикарные костюмы и декорации, эти спектакли можно пока отнести к однодневкам. А жаль, хочется надеяться, что они все же войдут в постоянный репертуар театра и зритель периодически сможет восхищаться ими.
Да и миллионы эти идут не на техническое оснащение театра, а на аренду звукового и светового оборудования. Хотя за те деньги, которые театр получил на свои постановки, можно было технически оснастить не один храм Мельпомены. Так, например, только за аренду светового и звукового оборудования для спектакля «Башня любви» из городского бюджета было отвалено более 17 млн тенге.
При всей критике со стороны журналистов, в первую очередь миллионных бюджетов, туркестанский музыкально-драматический театр продолжает работать, и следующая постановка, которую обещают представить туркестанцам и гостям города, уникальна.
В середине июня туркестанский музыкально-драматический театр приглашает поклонников театрального искусства на премьеру триптиха «Гамлет», «Карагоз», «Фауст».
Впервые в театральной истории Казахстана на сцене встретятся герои трех классиков мировой литературы Шекспира, Ауэзова и Гете. Уникальную работу на туркестанской сцене ставит молодой режиссер А. Омирбекулы.
А что же с драматическим театром имени Сейтметова?
В начале прошлого года аким Туркестанской области на встрече с театральными деятелями обещал, что будет сделан капитальный ремонт здания областного музыкально-драматического театра имени Райымбека Сейтметова.
Также за счет городского бюджета отремонтируют театральное общежитие. В здании с 20-летней историей трудятся 132 работника культуры и деятелей искусства.
Но пока все обещания остались на словах. И тем не менее, это нисколько не мешает актерам и сотрудникам театра верой и правдой служить делу своей жизни – радовать зрителей своими постановками и заставлять задумываться над тем, в каком мире мы живем.
Своеобразная театральная жизнь сложилась и в Шымкенте.
В городе функционирует шесть театров: казахский академический театр драмы им. Ж. Шанина, узбекский и русский драматические театры, театр сатиры и юмора, театр кукол и юного зрителя и театр оперы и балета.
Если говорить о театральной кухне, труднее всех приходится узбекскому драматическому. Их зритель – человек, работающий на земле. А, как известно, день год кормит. Поэтому у поклонников этого театра зачастую не остается времени на театральные развлечения.
К тому же каждому театру установлен план. Из шести театров реальный финансовый план выполняет только русский драматический, а аналогичные по затратам постановки где-то ставились за 3-4 млн тенге, а где-то и за все 100 млн. Но, как бы ни было трудно, все театры работают: пусть не собирают полные залы, но получают свои аплодисменты от благодарного зрителя.
И зрителей могло бы быть больше, если бы чиновники от образования не сочли школьные и студенческие походы в театр, а точнее, продажу билетов этих учреждений культуры, коррупционными рисками. На билетах-то можно миллиарды прокрутить учителям и преподавателям.
***
В последние годы и Туркестан, и Шымкент балуют театральные труппы из других городов, в том числе столичные. И не только из Казахстана.
Не в первый раз приезжали на гастроли звезды питерского балета.
Буквально недавно друг за другом юг страны посетили балетные труппы алматинского КазНТОБ им. Абая и столичной «Астана Опера».
Состоялся и юбилейный концерт Марата Бисенгалиева и камерного состава Симфонического оркестра Индии.
Любители классической музыки остались в восторге. Но многие, кто не стал счастливчиком, посетовали на слабую рекламную кампанию мероприятия.
Кстати, об этом же говорили и артисты «Астана Оперы» после гастролей в Туркестан. По их мнению, если бы рекламная кампания их выступления была организована профессионально и грамотно, им бы не пришлось выступать в полупустом зале. Это при том, что выступление столичных гостей было социальным проектом, билеты на него не продавались, а приглашались все желающие.
Но, может, у Туркестана еще все впереди, а пока нет в этом городе такого большого количества поклонников высокого искусства. Хотя двери музыкально-драматического театра, где выступала столичная труппа, были открыты для всех.
А вот Шымкенту надо поторопиться. При наличии в городе театра оперы и балета мастера балетного искусства предпочитают другие сцены. Так балетная труппа КазНТОБ им. Абая выступала на сцене русского драматического театра, а гости из столицы – на сцене концертного зала «Туркестан».
Как выяснилось, все дело в сцене. При том, что директор шымкентского театра оперы и балета Майра Мухамедкызы вывела свое детище на высокий уровень, для ее идей и творчества не хватает размаха. Хотя оперы, которые поставлены под руководством примы, достойны самых лучших похвал.
Театр оперы и балета создан на базе бывшего Дворца культуры машиностроителей и, к сожалению, не располагает площадями, необходимыми для оперы и балета.
Как рассказала директор театра, для нового здания уже выделена земля и вроде началось строительство. Но когда двери нового храма Мельпомены распахнутся для зрителя, пока неизвестно. Тем более, что со сменой градоначальника, если таковая произойдет, новый аким может поменять все планы. Это у нас, к сожалению, в традиции.
Серьезная проблема у театра и с балетной труппой. Для создания полноценного актерского состава для балета необходима образовательная база. А ее ни в Шымкенте, ни тем более в Туркестане нет. Нет у нас и денег с жильем, чтобы пригласить на работу выпускников алматинского хореографического училища или столичной академии балета.
Еще одна недоработка в том, что даже в концертном зале «Туркестан», на базе которого работает известный не только в Шымкенте, но и за его пределами танцевальный ансамбль «Казына», нет специального пола, на котором танцоры не скользят. Поэтому те, кто гастролирует в Шымкенте и Туркестане, наученные горьким опытом, везут свои полы.
Но при всех невзгодах радует то, что наши театры работают; у кого-то больше, у кого-то меньше, но есть свой зритель. Да и гастроли иногородних и зарубежных театров тоже оставляют свой след в культурном развитии туркестанцев и шымкентцев, не давая расслабиться местным звездам.
Так что пожелаем нашим театрам преодолеть все трудности и по-прежнему радовать зрителя своим творчеством. А актерам, которые не играют, а живут на сцене, на которой все гораздо правдивее, чем в жизни, – творческих успехов.