Самопознание — поворот не туда

Теги:
331

Уже довольно давно пользователи Казнета, школьное и родительское сообщество выражали крайнее недовольство, связанное с предметом «Самопознание». Основными тезисами критикующих были формальный подход к преподаванию со стороны учителей, администрации и самих учеников; отсутствие результатов по итогу обучения; бесполезное времяпровождение, которое можно было бы использовать по-другому.

Одна из выпускниц 2019 года, Аяулым, после сдачи ЕНТ написала длинный пост в Facebook, где рассказала о своих впечатлениях от образовательного процесса:

«Я считаю, что из школьной программы нужно убрать предметы самопознание, НВП, ЧОП, физкультура, Абайтану, различные дополнительные уроки по иностранным языкам. Основная цель — освободить дополнительное время для учеников«.

Под этим постом Аяулым поддержали не только молодежь, но и взрослое поколение. Неожиданно 15 февраля текущего года Министерство образования и науки РК опубликовало ответ на просьбы убрать самопознание из школьной программы:

«На сегодняшний день в рамках государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования предмет «Самопознание» изучается с 1 по 11 класс в качестве инвариантного (обязательного) компонента.

предмет «Самопознание» охватывает все области учебной программы, влияя на воспитательную систему. Развитие нравственно-духовного образования являлось основой образовательного процесса за последние 20 лет».

Казалось бы, обычная отписка, свойственная нашим государственным органам без какой-либо конкретики, однако уже через два дня пресс-служба МОН РК выпустила новое сообщение:

«В настоящее время Национальная академия образования МОН внесла проект по переводу этого обязательного предмета для изучения в школе в разряд факультативных уже со следующего учебного года».

На данный момент предмет «Самопознание» преподают 4 086 специалистов, еще 1 341 студент — в процессе получения высшего образования по этому профилю. На логичный вопрос, что им делать, через две недели ответила председатель Комитета дошкольного и среднего образования МОН РК Гульмира Каримова:

«Хотим отметить, что педагоги смогут продолжить работу в рамках своей квалификации, в том числе в качестве социальных педагогов. При необходимости будут созданы условия для их переквалификации в качестве педагога-организатора и других.

При этом для студентов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика и самопознание», будут созданы условия для перевода на другие образовательные программы во время каникул. Это уже предусмотрено в нормативных документах».

17 мая, то есть спустя ровно два месяца после заявления об исключении самопознания из общего учебного плана, Гульмира Каримова рассказала еще об одном нововведении следующего учебного года:

«В связи с исключением самопознания из общего учебного плана внесены изменения в 19 разделов об особенностях преподавания курса. Художественный труд для 1-4-х классов будет подразделяться на труд и изобразительное искусство. Вне зависимости от наполняемости класса также будет внедрен принцип распределения в отдельные группы мальчиков и девочек».

Напомним, в 2020 году вице-министр образования и науки Казахстана Шолпан Каринова говорила о том, что в большинстве школ не созданы условия для раздельного обучения мальчиков и девочек:

«Нет соответствующих мастерских по дереву, по железу, швейных, кулинарных мастерских и другого. Но школы делили учащихся на подгруппы. Это приводило к финансовым нарушениям, к неэффективному использованию бюджетных средств».

Изменилась ли эта ситуация за два года, вопрос остается открытым. Чтобы подробнее разобраться с теми последствиями, к которым может привести такое решение, мы связались с практикующим психологом, президентом общественного объединения «Мигдаль» Владимиром Алексаниным.

Можете нам рассказать о необходимости предмета «Самопознание» в образовательной программе? Неужели действительно было необходимо убрать этот предмет из обязательной школьной программы?

— Я не сторонник того, что нужно убирать самопознание, я за ее перезагрузку, потому что этот предмет использовали в качестве классного часа, на нем играли в различные игры вроде мафии и т.д. Нужно было переосмыслить новый учебник силами практикующих психологов, а не теоретиков. Дети узнают, что угодно об окружающем мире, но не узнают ничего о самих себе. Из-за этого мы получаем алекситимию, когда дети не могут распознать собственные эмоции. В связи с этим среди детей возникают депрессивные состояния, они волнуются и не понимают психофизиологические изменения своего тела.

Отмена самопознания — это поворот не туда. Нужно было не отменить, а пересмотреть самопознание. Но только с привлечением опытных практикующих психологов, потому что самопознание — это очень гибкий предмет, который нуждается в гибком подходе.

Как вы можете прокомментировать решение МОН заполнить освободившиеся от самопознания часы раздельным обучением: мальчики отдельно, девочки отдельно?

— С исторической точки зрения, раздельное обучение в прошлом строилось исключительно на дискриминации, абсолютной дискриминации женщин. Я всегда удивлялся, когда в наших школах было разделение, но я не против разделения на уроках физической культуры по состоянию здоровья, когда ученику дается подходящая его интересам альтернатива.

Я не понимаю почему мы разделяем классы на предметах «труды» и «технология». Если мы сейчас выступаем за отмену запрещенных профессий для женщин в Казахстане, значит, мы должны уже со школьной скамьи показывать детям, что и женщина, и мужчина могут выбрать любую профессию. Почему мы ограничиваем их в школе? Почему мальчик не может быть поваром или швеей? Почему девочке может быть не интересна резьба по дереву или металлу?

В одной из новосибирских школ проводили исследование — установили полностью раздельное обучение в качестве эксперимента. Примерно на 70% повысилась успеваемость в раздельных классах, но на столько же снизились коммуникативные навыки, а этот навык, как мы знаем, становится необходимым атрибутом в будущем. Дети просто не умеют общаться.

Я обращаюсь к родителям, законотворцам, учителям: какая у нас цель пребывания учеников в школах? Успеваемость? Или что бы они могли попробовать себя в разных коммуникативных средах, развивали себя как личность? Я считаю, что это гораздо важнее успеваемости.

И я, и мои коллеги придерживаются мнения, что совместное обучение имеет плюсы. Оно показывает равенство полов, когда происходит совместная работа на уроках. Кроме того, они полезны, потому что дают элементарные знания на уроках технологии, иначе одна из групп недополучает какую-то часть образовательный программы. Гораздо проще поддерживать дисциплину в смешанных классах, нежели в классе, где учатся только девочки или мальчики.

Психологические различия между полами в младших классах не так велики, гораздо важнее индивидуальные свойства личности. Когда они совместно обучаются и знакомятся с абсолютно разными типами поведения, когда они находятся в игровой форме, то и успеваемость будет выше.

Асылан Смагулов

Предыдущая запись
С 13 мая Казахстан ввел запрет на вывоз сахара
Следующая запись
В Темиртау открыли мурал в память о полковнике КНБ Жакане Медеубаеве

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Видео

Қала әкімнің біріңғай қабылдауы жаңа форматқа көшті

Новость дня

Популярное среди читателей

Колонки редакторов

Все теги

Меню