В Казахстане 31 мая отмечается День памяти жертв политических репрессий и голодомора. Массовая конфискация скота (отняли 10920 голов крупного и 47 299 голов мелкого рогатого скота) обернулась для народа масштабной трагедией.
По официальным данным, в Кызылординской области был раскулачен 81 зажиточный крестьянин, врагами народа в 1937-1938 годы были объявлены 314 человек, в том числе 110 партийных работников. Но, судя по дошедшим рассказам детей и родственников очевидцев тех лет, жертв могло быть намного больше.
В Кызылорде у самого въезда в микрорайон Арай есть монумент в память жертв сталинских репрессий. Проезжая мимо него, многие не раз задавались вопросом, почему именно здесь его установили и что он означает?
«Монумент появился здесь в 1998 году. Тогда это была окраина Кызылорды, где только начали появляться частные коттеджи, принадлежавшие состоятельным кызылординцам. Многоэтажки появились здесь много позже, — рассказал ученый, кандидат исторических наук, преподаватель Кызылординского университета имени Коркыта-ата Айтжан Оразбаков. — В конце девяностых здесь был песчаный холм. Город активно застраивался, и отсюда начали отгружать необходимый для строительства песок. Шофер только начал работу, как ковш экскаватора вынес наружу кости и черепа. Люди были сильно напуганы, работу остановили, приехало руководство города. Акимом города был на тот момент Бакберген Досмамбетов».
Долгое время проработавший в стенах местного университета имени Коркыта-ата, он обратился к своим коллегам. В спешном порядке под руководством историков и археологов университета начали раскопки, к работе были привлечены студенты кафедры археологии и этнографии.
Жанар Сыдыкова – одна из студентов, принимавших тогда участие в раскопках. Тогда она окончила первый курс местного университета, и их, будущих археологов, привезли на практику сюда.
«Под началом нашего куратора Танирбергена Мамиева целую неделю мы высвобождали из песка останки людей. Конечно, это не был археологический объект, но все же для нас это был первый опыт работы. Было жутко. Разбросанные черепа, скрещенные кости конечностей – все свидетельствовало о том, что это не было традиционное захоронение по мусульманскому обряду. Скорее всего, людей просто сбросили и кое-как засыпали песком. Помню до сих пор, в одном из черепов сохранился зуб. Уж не знаю, из чего, но точно не золото. Скорее всего, это была платина или другой дорогостоящий материал, серебро со временем обязательно бы почернело, а металл покрылся коррозией. Возможно, это была платина или титан. Что интересно, на следующий день зуб этот исчез, украл кто-то. На одном из останков сохранились остатки одежды. Правда, истлевшая, но было видно, что это была шинель. Органика вообще хорошо сохраняется», — рассказала Жанар.
Кто были эти люди, так безжалостно убитые, местные ученые-краеведы сказать затрудняются. Кстати, в народе место это называли «Ажал апаны», «Тектұрмас». По рассказам местных старожилов, здесь расстреливали людей, неугодных режиму, по другим рассказам, здесь лежат кости людей, умерших от голода. Возможно, и те, и другие не так далеки от истины. Вполне может быть, что в этом мрачном месте лежат останки и невинно расстрелянных, и тех, кто погиб от голодной смерти. Тогда эти места были безлюдны, кругом — густые заросли джиды. Бездыханные окоченевшие трупы людей привозили сюда на телегах и сбрасывали в эту яму.
По словам Оразбакова, это не единственное место, где были найдены останки людей, погребенных под песками. На территории Кызылординской области есть еще места, окутанные завесой тайны. Например, в 50-х годах прошлого века вдоль железнодорожного полотна в местечке Бирказан также нашли такое место, где были закопаны останки людей. Как выяснила экспертиза, на черепах всех жертв были обнаружены следы от пуль.
В те годы Кызылординская область входила в состав Южно-Казахстанской области с центром в Шымкенте. Осужденных из Кызылординской области перевозили туда в вагонах. По мнению ученых, по дороге их и расстреливали.
В областной газете «Сыр бойы» от 1 ноября 1995 года в статье «Бірқазанда» қанша аруақ жатыр?» приводятся воспоминания жителя поселка Тасбогет, 85-летнего Алмаша Абдыкалыкова. В тридцатых годах прошлого века ему было 19 лет. Его аул в несколько десятков семей располагался неподалеку от железнодорожного полотна рядом со станцией Бирказан в 35 километрах от Кызылорды. Страшную картину довелось ему наблюдать, спрятавшись во дворе собственного дома.
«… Остановились на станции два вагона, забитых до отказа людьми. Начали выводить несчастных, по двое связанных за руки проволокой. Повели к заранее вырытому рву, избивая по пути прикладами ружей. Послышались звуки выстрелов. Крики людей, заметавшихся в предсмертной агонии, слились с лаем собак. Это был сущий ад на земле. Двое бросились бежать, одного пристрелили, второму удалось скрыться. Когда все стихло, на земле, красной от крови, то тут, то там валялись оброненная калоша, ичиги без одной пары, тымак (войлочная шапка). Ближе к вечеру тот несчастный, которому удалось скрыться, постучался к ним в дом. Сидя у печи, продрогший и озябший, он рассказал, что его обвинили в участии в Каракумском восстании. Отец велел накормить его. Только он поднес ко рту первую ложку, явились преследователи. Было поздно, и отец его уговорил их заночевать. А после того, как те заснули, предложил несчастному бежать, воспользовавшись одеждой и лошадью преследователей. А потом, сам же разбудив их, накинулся на них со словами: «Где беглец, проспали беглеца!». Тем ничего не оставалось, как молча покинуть дом».
По рассказам местных жителей, такое же массовое захоронение было обнаружено в Кызылорде в микрорайоне Западный. Где-то в семидесятых годах на переулке Куйбышева – ныне пересечение улиц Ыдырысова и Рыспаева — местный житель начал строить ларек для торговли комбикормами. Тракторист благополучно вырыл ямы для трех опор, начал рыть четвертую, как ковш вынес человеческие кости. Кстати, ларек этот стоит и поныне, его только построили чуть в стороне от того места. Рядом есть кладбища – христианское и уральских староверов. Район начал активно застраиваться в начале девяностых, а до того времени здесь были тугаи, где местные жители пасли скот. По мнению Оразбакова, здесь в зарослях джиды также было расстреляно немало людей, среди которых были те, кого причислили к кулакам, родственники осужденных по политическим мотивам. Членов семей осужденных привозили сюда привязанными к арбе и тут в в кустах и расстреливали.
Трудно сказать, сколько еще людей осталось лежать в таких безымянных могилах, присыпанных песком…
Жанна Балмаганбетова