Ежедневно на свалки вывозятся тонны мусора, основная масса которых будет сотни лет находиться в первоначальном виде, негативно влияя на окружающую среду. В Казахстане ежегодно образуется 5 млн тонн отходов, из которых лишь 15% отправляются на переработку. Остальные 85% сжигаются на мусорных полигонах. По данным Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК, из 3500 мусорных полигонов только 18% соответствуют экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Большая часть мусора формируется из продуктов потребления, а это упаковки, обертки, сигаретные окурки — одним словом, самый распространенный пластиковый мусор. Ацетат целлюлозы, из которого состоит фильтр сигареты, разлагается от 1,5 до 10 лет, оказывая вредное воздействие на почву и рост растений. Существенно снизить воздействие токсичных химикатов как на человека, так и на окружающую нас природу помогут сортировка и вторичная переработка мусора.
В большинстве западных стран давно действует раздельный сбор мусора, который позволяет отделить перерабатываемые отходы от неперерабатываемых, а также выделить определенные типы отходов, пригодных для вторичного использования. К примеру, в Германии ежегодно производится свыше 412 млн тонн мусора, а это примерно 500 кг в среднем на каждого жителя страны, и почти две трети всего мусора отправляется на вторичную переработку. Для сравнения: в Казахстане ежегодно только один казахстанец создает более 400 кг мусора, а на официальных полигонах сегодня накоплено более 45 млн тонн мусора.
По мнению Айгуль Соловьевой, председателя правления Ассоциации экологических организаций Казахстана, члена Совета по зеленой экономике при премьер-министре, Комиссии по правам человека при президенте и эксперта Национальной Ассоциации «Денсаулык», в Казахстане очень слабо развита индустрия отходов и система вторичной переработки мусора. Мировой опыт показывает, что без применения определенных принципов и механизмов достичь успехов в области рационального управления отходами практически невозможно. Только при совместном взаимодействии государства, предприятий по утилизации мусора и каждого жителя страны можно добиться кардинальных изменений.
«Важна вовлеченность всех и каждого в решение общих проблем. Как правило, это не требует от нас больших усилий, можно начать с простого: доносить мусор до урны и начать его сортировать», — сказала Айгуль Соловьева.
Если на территории европейских государств раздельная сортировка отходов практикуется на протяжении многих лет, то в Казахстане такая система только начинает набирать обороты и пока входит в обязанности мусороперерабатывающих предприятий.
Эксперт отметила, что сортировка мусора является обязательным условием перед тем, как отходы отправляются на вторичную переработку. К примеру, стекло, пластик, бумага подлежат переработке, но есть вышедшие из эксплуатации полимерные материалы, которые не подлежат вторичной переработке и обычно подвергаются захоронению, засоряя окружающую среду.
В последнее время все более широкое распространение получили изделия из биоразлагаемых полимеров, которые по эксплуатационным характеристикам приближаются к традиционным полимерным материалам, но отличаются от них тем, что подвержены быстрому разрушению под влиянием факторов окружающей среды. Средняя скорость их разложения составляет от 3 до 6 месяцев. В ряде зарубежных стран уже сейчас большая часть упаковочных материалов производится из биоразлагаемых материалов.
Несмотря на то, что в настоящее время доля биоразлагаемых пластиков на рынке чрезвычайно мала, потенциал этого рынка огромен. Сфера применения биоразлагаемых пластиков – это тара и упаковка для пищевых продуктов. Но уже известны примеры применения их в медицине, отраслях IT технологий и автомобилестроении.
«Отрадно сознавать, что интенсивное развитие индустрии биополимеров начинает решать проблему избавления окружающей среды от полимерного мусора, заполонившего планету», — добавила Айгуль Соловьева.