Петра Павловича Шинкарева называют старейшим фрезеровщиком страны, легендой отечественного машиностроения. Всю свою трудовую жизнь он отдал предприятию и до сих пор продолжает на нем трудиться! Мужчина не только работает у станка по восемь часов в день, но еще и фору даст не только молодым, но и вполне опытным коллегам, выполняя самые сложные заказы!
Работать Петр Павлович начал в годы войны. Закалку 16-летний мальчишка получил после того, как отец ушел на фронт. Именно Петр и стал главой своей семьи, единственной опорой матери. Чтобы хоть как-то помочь ей поднимать младших детей на ноги, пошел работать на рудник. Говорит, было нелегко, но жаловаться не привык, стиснув зубы, просто работал.
«Так и выжили. Когда вернулся с фронта отец, конечно, стало легче. Он перевез семью из района в Усть-Каменогорск, где как раз начали активно строить промышленные предприятия. В общем, работа нашлась всем», — вспоминает Петр Павлович.
В молодости Петр мечтал стать киномехаником. И его мечта сбылась. Обучившись этой профессии, он несколько лет ездил по клубам, показывая фильмы. Но, вернувшись из армии, понял, что надо приобретать более серьезную, как он говорит, основательную профессию.
«Киномеханик — это праздники на работе. Когда с семьей быть? И так четыре года до армии «пофестивалил», понял: хватит. Мой отец токарем проработал всю жизнь, вот он и подсказал пойти на фрезеровщика учиться. Отправил к своему другу. От него основные тонкости и перенял. А как сам встал к станку, так и понял: мое это, другой работы и не надо было», — рассказывает Петр Павлович.
67 лет – любимому делу
У станка Петр Павлович проработал 67 лет, пережив с предприятием и годы развала, и упадка, и возрождение. Предпочитал не искать работу и судьбу полегче, а совершенствовать свои навыки и умения. Сегодня сложно в это поверить, но в трудовой книжке у него указаны всего два места работы – ТОО «Гидросталь» (бывший ремзавод «Иртышстрой») и ТОО «Усть-Каменогорский конденсаторный завод».
На первое предприятие он пришел в 1953 году. Честно отработал 19 лет, но предприятие поменяло направление, и фрезеровщики стали не очень востребованными. Поэтому в 1972-м ушел на конденсаторный. Этому предприятию он отдал еще 27 лет жизни.
И все годы душой переживал за завод. Говорит, до сих пор сердце кровью обливается, когда вспоминает, как в годы развала с предприятия тащили все, что плохо лежало, и продать пытались все, что продавалось.
«Сам я, так сказать, только раз «изменил» своему заводу, – уволился, когда жена заболела. Мне тогда уже 71 год был. 10 лет за ней ухаживал. А когда она умерла, честно признаюсь, потерялся. Никогда без дела не сидел. А тут столько времени оказалось свободного. Не привык так. Пришел к директору «Гидростали» и говорю, давай хотя бы месяца на два выйду. Ну и вышел, а было мне тогда уже за 80 лет. Помню, как на заводе 85-летие мое отмечали. Директор завода Синицын Анатолий Тимофеевич желал, чтобы и 90-летие мое здесь же отпраздновали. Я тогда думал: «Ой, куда там!». А нет, 94 — полет нормальный», — смеется Петр Павлович.
Он так и продолжает трудиться на заводе, выполняя самые сложные задания. Говорит, слух вот только немного подводит, да ноги стали уставать к концу восьмичасового рабочего дня, а так все в порядке.
А на заводе про него говорят только одно – нет такого задания, с которым бы Петр Павлович не справился. Кстати, в профессионализме Петра Шинкарева не сомневаются не только на предприятии. Четыре года назад Союз машиностроителей Казахстана, отметив заслуги старейшего фрезеровщика страны, вручил ему нагрудный знак «Почетный машиностроитель».
Секрет один – не сидите на месте!
На просьбу поделиться секретом долголетия Петр Павлович только смеется. Говорит, нет никакого секрета, главное — больше двигаться надо, дело свое любить и оптимизм не терять. Болеть некогда, помимо работы — хозяйство. Да и болеть не дадут: в семье шесть врачей!
Кстати, живет Петр Павлович один. У него две дочери: одна за границей, а вторая — в Усть-Каменогорске. Но он не соглашается переезжать к ним, хоть они и зовут к себе все время. Говорит, со всем пока справляется сам. Да и скучать некогда. Любит выезжать на рыбалку, за грибами и ягодами, причем за рулем тоже сам. Огород, теплица – только кустов помидоров в ней насчитывает до двухсот штук! Да что там огород. Несколько лет назад он сам на доме крышу перекрывал. Похоже, ему просто некогда стареть.
Кира Мороз, фото автора и из семейного архива