На прошедшей в рамках 29-ой Международной выставки моды Central Asia Fashion в Алматы бизнес-конференции ретейл-аналитик, заместитель председателя правления ОЮЛ «Союз торговых сетей РК» Эльбеги Абдиев рассказал, какие трансформации претерпевает бизнес-ретейл Казахстана после очередного удара и событий «черного января», какая помощь на самом деле оказана государством для понесшего потери бизнеса, какие изменения предвидятся в системе ретейла РК и какие вызовы ожидать бизнесу в 2022 году.
Ждать ли выплат пострадавшему в январе бизнесу?
В своем выступлении Эльбеги Абдиев рассказал, что не испытывает особых ожиданий по поводу выплат ощутимых компенсаций бизнесу, понесшему ущерб в ходе событий трагического января.
Прежде всего, он отметил, что данные НПП и госорганов несколько разнятся.
«По нашей оценке, в январе 2022 года пострадало 1830 субъектов бизнеса, подавляющее большинство расположено в Алматы. Общая сумма ущерба составила 87 млрд тенге, из них основная доля потерь — в Алматы, на 84 млрд тенге. Данные подсчитывались посредством предоставленной информации от малого и среднего бизнеса, но в этих цифрах отражены и суммы крупного бизнеса тоже», — сообщил спикер.
На вопрос, как это получилось, он ответил: «Очень просто: крупный бизнес заявления на компенсацию не подавал, так как такой опции просто нет и механизма расчета возмещения на сегодняшний день не существует. То есть официально было сообщено, что малому и среднему бизнесу потери возместят, а крупному – нет. Временно или окончательно – пока это не известно».
В качестве примеров он привел варварское расхищение и факты массового мародерства молла «Апорт» и сети Magnum, которые, по данным экспертов, пострадали в большей мере.
«Оценка идет до сих пор, и сумма ущерба высчитывается. Думаю, что только в торговой сети Magnum она может доходить до 10 млрд тенге. А ведь еще есть торговая сеть Small, у которой ущерб порядка 5-6 млрд тенге. Народные бренды «Технодом», Sulpak, Alser тоже очень пострадали, но все же у них суммы причиненного ущерба значительно ниже», — пояснил ретейл-аналитик.
Рейтинг пострадавших регионов Казахстана
Эксперт поделился справочными данными по оценке ущерба субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, по предварительной оценке, пострадали 1 756 субъектов малого и среднего бизнеса, у которых сумма ущерба составила порядка 48 580 874 921 тенге.
При этом рейтинг пострадавших регионов по сумме ущерба выглядит следующим образом:
г. Алматы – 1 545 субъектов на сумму 47 145 380 509 тенге
г. Шымкент – 36 субъектов на сумму 354 218 190 тенге
Алматинская обл. – 114 субъектов на сумму 885 509 155 тенге
Жамбылская обл. – 27 субъектов на 147 821 250 тенге
Кызылординская обл. – 17 субъектов на сумму 31 865 017 тенге
Атырауская обл. – 3 субъекта на сумму 3 285 000 тенге
ВКО – 14 субъектов на сумму 12 795 800 тенге.
«Изначально было заявлено 87 млрд тенге общего ущерба, из них учитывалось, что 47 млрд — это малый и средний бизнес. Значит, получается, что чуть меньше половины суммы ущерба понесли именно субъекты крупного бизнеса, которым возмещения пока еще не было. 21 января прошло совещание с участием президента Касым-Жомарта Токаева. На нем один из представителей Союза торговых сетей поднял вопрос о возмещении ущерба, на что глава государства ответил, что признает, что по этому вопросу произошло упущение, поскольку государство допустило такую ситуацию. Ведь бизнес платит государству налоги, а государство, в свою очередь, должно обеспечить ему безопасность. Логика достаточно простая и, на мой взгляд, обоснованная», — сказал Эльбеги Абдиев.
Однако до 21 января, продолжил спикер, им говорили, что возмещения крупному бизнесу не будет. Позже с участием Миннацэкономики разрабатывались правила по поводу механизма возмещения ущерба именно крупному бизнесу, были предоставлены правки от представителей бизнеса.
«Однако какой-то конкретики и обратной связи со стороны госорганов пока еще нет. Но я надеюсь, что данный вопрос все же будет решен положительно. Более того, понимая, что прямые денежные выплаты для государства сейчас затруднительны, мы предложили несколько вариантов возможных путей возмещения ущерба. В их числе — предоставление льгот по налогам (КПН) и льготное кредитование со ставкой 6% годовых», — отметил Абдиев.
Между тем, по его информации, даже одобренные и выплачиваемые предпринимателям суммы уже не актуальны для поддержки бизнеса.
«Те деньги, которые в тенге имели определенное значение в январе-феврале, к сожалению, уже сегодня имеют совсем другое значение. Что будет в апреле или мае, прогнозировать очень сложно. Да, в некоторых регионах уже начали выплату. Например, в Алматы уже часть субъектов получила деньги на восстановление. Общая сумма одобренных возмещений составила порядка 5,5 млрд тенге, но по сравнению с 47 млрд тенге это не очень много, порядка 11-12%», — считает эксперт.
«Черные лебеди» и ретейл-прогноз на 2022 год
Эльбеги Абдиев уверен: государство видит, что бизнесу сложно, и есть надежда на смягчение государственного регулирования. Однако новый вызов со сложившейся в регионе Восточной Европы обстановкой приведет к росту цен на продовольственные товары.
Как пояснил аналитик, это произойдет из-за изменения курса валюты, а также большого количества расходов, которые будут связаны с логистикой. Потому что многие крупные компании, сейчас ушедшие из России, большую часть товара оставляли в России, а какую-то везли в Казахстан. И это с точки зрения логистики оптимизировало расходы.
Какие отрасли пострадают больше всего?
Наиболее сложная ситуация, по мнению эксперта бизнес-конференции CAF, именно в сфере fashion-ретейла, так как именно этот раздел торговли более всего завязан на России. В то же время сегмент «люкс» пострадает в меньшей степени, даже с заметным подорожанием.
Среди товаров FMCG ценовые изменения, по предположению специалиста, могут коснуться прежде всего раздела бытовой химии. И это будет напрямую связано с потребительскими привычками: аудитория не сразу переключится, например, на тот же китайский аналог.
В то же время эксперт прогнозирует рост цен и в продовольственном секторе. Однако сложившуюся ситуацию с сахаром он считает искусственной.
«За пять дней из торговых сетей выкупили запас 3-4 недель сахара. На базаре, по моим данным, стоимость доходила до 800 тенге. Но я считаю, что панике поддаваться нельзя, сахар появится в любом случае, но будет несколько дороже. Плюс надо учитывать, что практически 100% сахара в Казахстан импортируется. И хотя официально заявляют, что 57% сахара в Казахстане — из России и Беларуси, а остальной мы производим, производство у нас достаточно условное. В Казахстане практически идет только переработка, а мы сильно зависим от цен на сырье на сахар», — комментирует Эльбеги Абдиев.
Меры поддержки бизнеса
Как отмечает спикер, организация ОЮЛ «Союз торговых сетей РК» видит качественную поддержку бизнеса, потребителя и в целом отрасли торговли в комплексе вводимых мер.
Например, во временной отмене требований по маркировке товара согласно техрегламентам Таможенного союза (заполнение этикеток на казахском и русском языках упразднено — прим.). При этом, по мнению эксперта, важно отменить действующие инициативы по внедрению обязательной маркировки товара.
Еще одна ощутимая мера поддержки бизнеса — в снижении ставки НДС на продовольственные товары, в целях уменьшения их стоимости с 12 до 8 процентов. Подобная мера поддержки уже положительно показала себя в период карантинных ограничений в 2020 году.
По мнению спикера, помощь казахстанскому бизнес-ретейлу может также выражаться в обширной поддержке внутренней торговли со стороны государства, а именно — в защите казахстанских интересов на внешних рынках, устранении барьеров для развития рынков и в целом в создании комфортной для бизнеса инфраструктуры.
К фундаментальным мерам поддержки бизнеса эксперт относит развитие современных форматов торговли с целью выхода из тени, общее развитие МСБ в стране, а также включение отрасли торговли как таковой в перечень приоритетных для реализации инвестиционных проектов.
«Уверен, что в отношении торговли нужно существенно ослаблять требования. А в отношении МСБ вообще кардинально все менять. То, что сейчас происходит (те же высокие налоги, требования СЭС и прочее), никак не стимулирует предпринимателей торговать «вбелую». Это просто-напросто не совсем выгодно! Сейчас, как никогда, нужно создавать такие условия ретейлу, когда малому и среднему бизнесу было бы выгодно торговать «вбелую», — уверен Эльбеги Абдиев.
На чем делать фокус казахстанскому ретейлу в будущем?
Самому бизнесу спикер бизнес-конференции рекомендует сфокусироваться на развитии электронной коммерции, точнее — на развитии инфраструктуры (дарксторов) и сокращении сроков доставки товара.
Еще один фокус ретейла в будущем должен быть направлен на динамичное изменение каналов коммуникации с покупателем, ведь новое поведение покупателей в постковидный период напрямую влияет на то, какие способы и какие каналы использовать для того, чтобы донести предложение до клиента.
По мнению Эльбеги Абдиева, также важно, во-первых, изменить подход к развитию ассортимента. Сейчас актуально упрощение ассортимента для покрытия большинства потребностей, развитие эконом-сегмента и собственных торговых марок (СТМ).
Во-вторых, постоянно работать над удержанием клиента и его лояльностью к бренду или сети.
В-третьих, прорабатывать акционные предложения для потребителей, ставших чувствительными к цене. А непосредственно представителям fashion-ретейла спикер аналитической сессии порекомендовал консолидироваться для защиты своих интересов.
К слову, Союз торговых сетей РК был основан в 2017 году для консолидации усилий компаний розничной торговли в процессе становления и развития рынка ретейла в Казахстане. В настоящее время членами Союза являются более 20 крупнейших торговых компаний страны, представляющих собой более 70% цивилизованной розницы и более 70 тысяч рабочих мест.
Источник: Бизнес-конференция международной выставки моды Central Asia Fashion, фото пресс-службы CAF