Что ожидает рынок пшеницы Казахстана в связи с событиями на Украине — эксперт

Теги:
304

Вопрос продовольственной безопасности Казахстана и ожиданий на мировом рынке пшеницы в связи с санкциями в отношении Российской Федерации обсудили финансовые аналитики во время конференции, организованной Международным центром журналистики MediaNet. Анализом ситуации, оценкой угроз и возможностей, а также прогнозами и рекомендациями на ней поделилась экономист Айман Турсынкан, передает корреспондент Elitar.kz.

По словам казахстанских экономистов, доля России и Украины в мировом экспорте пшеницы составляет 30%, однако в сложившихся обстоятельствах между двумя странами мировой рынок не может рассчитывать на зерно с этих стран, что может привести к перераспределению хлебных ресурсов в мире и потянуть за собой рост цен на другие продукты питания.

«У нас в Казахстане, при добыче нефти в 80 млн тонн, на территории страны перерабатывается лишь 17 млн тонн нефти, на трех нефтеперерабатывающих заводах. Но у нас есть еще и 24 мини-НПЗ, суммарной мощностью в 7 млн тонн, которые готовы перерабатывать нефть и вырабатывать качественный продукт, вплоть до «Евро-4». У нас есть возможность за короткий период, не строя дополнительных мощностей, нарастить достаточный объем дизельного топлива хотя бы на полевые нужды внутри страны. Проблемы, возникшие вокруг ЕАЭС и санкций в отношении России, ставят под большую угрозу посевные и уборочные кампании, для всех аграрных направлений: как зерновых, так и масличных, и кормовых культурах», — говорит экономист Айман Турсынкан.

По мнению эксперта, любой геополитический вызов содержит в себе как угрозы, так и дополнительные возможности. В случае с рынком пшеницы и продовольствия, в целом, Правительству необходимо принимать меры, основываясь на обмене опытом, а не как это происходит сейчас — «перетягивать одеяло мнений».

«Любое повышение цен на ГСМ и любая нехватка во время посевной и уборки влияет на удорожание мяса, пшеницы и другого продовольствия. Скоро начинается горячая пора – апрель-май, Минсельхоз тратит огромные деньги на субсидирование стоимости ГСМ. Сейчас Акчулаков, министр энергетики РК, и Карашукеев, министр сельского хозяйства РК, должны сесть за стол переговоров и выработать общую программу действий. После разгрома Николаевского зернового терминала (зернопогрузчик на Черном море – прим. авт.), который прокачивал через себя 27 млн тонн зерна ежегодно, произошел урон, сопоставимый с потерей 25% мирового объема торговли пшеницей. И в этом объеме Казахстан имел 7 тонн. Мы переживаем за нефтяные потери, но совершенно не думаем о потерях в экспорте зерновых», — отметила г-жа Турсынкан.

Эксперт подвергла критике власти за то, что они не продумали заблаговременно вопрос нарушения логистических цепочек. По ее мнению, еще в 2020 году, когда система поставок впервые столкнулась с пандемическим кризисом, Казахстан должен был искать альтернативные варианты транспортировки товара. Нынешние же действия, по определению спикера, больше напоминают «тушение пожара керосином».

«Что сейчас происходит на зерновом рынке? Полностью выбита посевная на Украине, экспорт зерна из Российской Федерации полностью перекрыт. На саммите Евросоюза жестко ставили вопрос о том, что санкции в отношении России не должны касаться продовольствия. Иначе – голод грозит не только странам Передней Азии, мусульманского мира и Африки, но и самой Европы. Представители Еврокомиссии сказали, что мобилизуют залежи, объемом в 4 тонны, чтобы восполнить дефицит хлеба. Речь идет о землях, которые раньше были рекреационными и природоохранными зонами. Но что такое 4 миллиона?! Ими не восполнить потерю фактического вывода из оборота 50 тысяч гектаров залежей. Тем более что любой аграрий знает, что обработка залежей — это в четыре раза дороже, чем обычная земля», — сказала эксперт.

По словам Айман Турсынкан, фьючерсы на зерно на мировой бирже достигли исторического максимума: если раньше ценовой коридор на третьесортную мягкую пшеницу составлял 240-280 долларов за тонну, сейчас он повысился до 340-380 долларов за тонну, и это – не предел.

«Сейчас Министерство сельского хозяйства РК закрыло сделку по альтернативному, не западному, маршруту по цене 400 долларов за тонну. И получатель нашей пшеницы готов платить эти 400 долларов авансом. Обходная логистика существует, и она выгодная по той причине, что мы пересекаем те территории, на которых нет конкурирующих рынков. Когда Казахстан транзитом отправлял зерно, мясо и масличные культуры через Россию, мы проходили через территорию конкурента. А их транзитная политика подчинена экспортной, то есть Россия выравнивала цены таким образом, чтобы минимизировать присутствие Казахстана и нашу конкурентоспособность на внешних рынках. Транзит зерна через Россию прибавлял на тонну 50-70 долларов, пока не достигал черноморских портов. По новым маршрутам мы можем получать выручку не в привычные 12-14%, а все 35%», — заявила Айман Турсынкан.

Финансовый аналитик подчеркнула необходимость срочных мер со стороны властей в отношении уменьшения зависимости Казахстана от России в сфере горюче-смазочных материалов и запчастей к сельхозтехнике. Сейчас такая зависимость определяется в 60% и, намекая на возможные запреты на вывоз со стороны западного соседа, Турсынкан порекомендовала Правительству «готовиться к сюрпризам».

«400 долларов за тонну зерна – это прекрасно, но прибыли из них мы получим максимум 120 долларов. Если конверсировать зерно в готовые хлебобулочные изделия, то чистая прибыль повысится до 1200 долларов за тонну. А это огромный рынок сбыта – мусульманские страны сейчас экспортируют хлеб из Канады. Сейчас из общего объема казахстанского экспорта в 60-65 млрд долларов в год лишь 3,6 млрд занимает агроэкспорт, потому что он сырьевой. При этом, если мы увеличим глубину переработки сырья хотя бы до полуфабрикатов, мы увеличим этот объем вдвое, до 7 млрд долларов. Чистыми налоговыми поступлениями мы закроем потери логистической цепочки России. У нас есть хороший базис для того, чтобы сделать это даже не увеличивая общий объем сева», — отметила эксперт.

Помимо вопроса продовольственной безопасности и рынка пшеницы, на конференции обсуждался вопрос о том, как авария на КТК и санкции в отношении российского нефтяного рынка смогут повлиять на Казахстан. Об этом мы расскажем в следующей публикации.

Акмарал Лонькина

Предыдущая запись
Правый берег столицы — по улицам только вплавь?
Следующая запись
Бота Нурсеитова рассказала о геях в Париже

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Видео

Қала әкімнің біріңғай қабылдауы жаңа форматқа көшті

Новость дня

Популярное среди читателей

Колонки редакторов

Все теги

Меню