Многие исследования показывают, что социально-экономический статус (СЭС) семьи обучающегося оказывает значительное влияние на его успеваемость в школе.
Например, дети с низким СЭС демонстрируют слабые академические показатели. Вместе с тем не все обучающиеся поддаются негативному влиянию неблагоприятных условий, некоторые демонстрируют высокую способность адаптироваться и преодолевать трудности, с которыми они сталкиваются.
В исследовании PISA эту способность называют академической резильентностью, то есть устойчивостью. Академически устойчивые учащиеся — это те, кто, несмотря на социально-экономическое неблагополучие, способны преодолевать трудности и демонстрировать высокую успеваемость в школе.
Исследование PISA показывает, что в Казахстане СЭС обучающегося необязательно становится барьером для его успешности. Так, в Казахстане 16% обучающихся являются академически устойчивыми (ОЭСР-11,3%). Казахстан вошел в первую пятерку стран с высокой долей таких детей.
Обучающиеся, обладающие академической устойчивостью, получают больше удовольствия от чтения, более усердно работают над выполнением заданий и демонстрируют большую способность ставить и достигать свои цели. Статистические данные по Казахстану весомо подтверждают, что такие обучающиеся более предрасположены к постановке и следованию своих целей, чем академически неустойчивые обучающиеся.
Академическая устойчивость учащихся не формируется самостоятельно, она развивается под влиянием множества факторов. Устойчивость связана с поддержкой родителей и учителей, организацией в школе сотрудничества учеников, школьным климатом, а также уверенностью обучающихся в своих собственных силах (ОЭСР, 2019).