На заседании Правительства, прошедшем под председательством Премьер-Министра РК Алихана Смаилова, министр внутренних дел Марат Ахметжанов сообщил о том, как в Казахстане обеспечивается безопасность дорожного движения.
Ежегодно в Казахстане совершается свыше 13 тысяч дорожно-транспортных происшествий. Более 2 тысяч человек гибнут, свыше 18 тысяч получают ранения на дорогах страны. В то же время, по его словам, за последние 4 года отмечается динамика снижения аварийности. Однако принимая во внимание 2 последних пандемийных года, когда люди жили в условиях действовавших ограничений, текущая ситуация несколько ухудшилась. Так, с начала текущего года возросли все показатели аварийности:
ДТП – на 14%;
погибших – на 18%;
раненых – на 13%.
«Одна из основных причин аварий – это низкая транспортная дисциплина», — заявил глава МВД Казахстана.
С начала года сотрудниками полиции пресечено свыше 4,5 млн нарушений Правил дорожного движения. Задержаны свыше 17,5 тыс. водителей в нетрезвом состоянии, лишены права управления 20 тыс. водителей, подвергнуты административному аресту 16 тыс. человек, оштрафованы более 188 тыс. пешеходов.
«Во многом такому положению дел способствует снижение требований к автошколам и качеству подготовки водителей. Сейчас обучение осуществляют 747 учебных центров. Для их открытия с 2018 года не требуется получения лицензий и разрешений. В 2020 году прекращен государственный контроль за их деятельностью. Исключена адмответственность за некачественную подготовку. Это привело к тому что зачастую учебный процесс проводится формально», — пояснил Марат Ахметжанов.
Во многих школах отсутствует необходимая материальная база. А как показывает анализ в общем числе водителей виновных в совершении ДТП со смертельным исходом 50% приходится на «самоучек».
Еще одной из важных причин влияющих на аварийность является состояние дорог и дорожной инфраструктуры. По статистике на населенные пункты приходится 75% ДТП, 28% смертельных случаев по причине наезда на пешеходов. В целом наибольшая доля ДТП с пешеходами приходится на города Астана, Алматы и Шымкент, а также Алматинскую, Жамбылскую, Туркестанскую и Мангистаускую области.
Во многом это связано с отсутствием тротуаров, пешеходных переходов, освещения. Требуется установка более 1,2 тыс. светофоров на перекрестках, 1,6 тыс. табло «обратного отсчета», 25 тыс. дорожных знаков, 1,1 млн км дорожной разметки.