Триста пассажирских автобусов Шымкента будут гарантированно заправляться дизельным топливом. Об изменениях в снабжении транспортной компании «Shymkent bus»сообщил председатель ассоциации «Южавторанс» г. Шымкент Дархан Каюпов. Транспортники «Shymkent bus» обеспечивают около 40% пассажирских перевозок города.
Информация о стабильных поставках дизельного топлива для городской транспортной компании не может не вызвать позитивных эмоций. Ведь если будет отсутствовать солярка, то от 250 до 300 автобусов не смогут выйти на почти девять десятков шымкентских маршрутов. А это огромное количество жителей мегаполиса, которые вовремя не смогут попасть на работу, учебу. Возрастет социальная напряженность. «Ранее мы получали дизельное топливо по 230 тенге за литр. К этому надо прибавить еще 35 тенге за литр за доставкутоплива на нашу АЗС. Что крайне невыгодно и ведет к убыткам компании. На сегодня решен вопрос по поводу солярки для автобусов ТОО «Shymkent bus». Дизельное топливо транспортная компания будет получать по 225 тенге за литр уже с доставкой. Вопрос о снижении цен решался на уровне Правительства. Для нас это важно потому, что у нас около трехсот машин заправляется на базе. В городе автобусы Shymkent bus заправляться не могут – будет ажиотаж на заправках. Остальные пассажироперевозчики, у кого 20-50-60 машин, могут по городу заправляться по 230 тенге за литр, а нам теперь привозят оптовыми партиями по 225 тенге за литр», поделился хорошими новостями Дархан Каюпов, председатель ассоциации «Южавторанс» г.Шымкент. Подобное решение состоялось благодаря совместной работе многих заинтересованных компаний, включая НПП «Атамекен», акимат, Департамент экономических расследований по Шымкенту.
«Мы сделали анализ по Shymkent bus, выявили все риски, обратились с письмом через акимат в Министерство энергетики и к руководству «Казмунайгаз» и вопрос был решен. Заключен договор с предприятием на поставку ежемесячных 750 тонн солярки по 230 тенге. Также транспортная компания получает субсидию от государства. Теперь у них будет ежемесячная экономия более чем на 26 миллионов тенге, что должно дать хороший социальный эффект – это и налоги в бюджет и возможность увеличения заработной платы для сотрудников», заявил заместитель руководителя ДЭР по Шымкенту Руслан Данаев.
Центр принятия предложений
На площадке НПП «Атамекен» состоялась очередная встреча владельцев АЗС, транспортников, представителей городских управлений, ДГД по Шымкенту, АЗРК, ТОО «ПетроКазахстан ойл продакс», ДЭР по г. Шымкент. Главными вопросами стали рассмотрение действий заинтересованных сторон при возможном дефиците ГСМ в период остановки шымкентского нефтеперерабатывающего завода на текущий ремонт. А остановка предприятия уже не за горами. С 15 марта на 25 дней ШНПЗ останавливается на текучку. Но это не означает, что все будет закрыто на замок — будут отгружаться нефтепродукты, заявленные по контрактам.
«В марте мы будем перерабатывать нефть 14 суток. Это больше 248 тысяч тонн. Из них получим 80 147тонн автобензинов, дизельного топлива — более 68 тысяч тонн, авиа топлива — более 12 тысяч тонн.Все продукты являются собственностью давальцев. Мы планировали в этом месяце приобрести пробную партию нефти для переработки, чтобы самостоятельно выходить на рынок как собственник ГСМ. Но не все компании, которые владеют сырьем, желают продавать его заводу. Многие хотят самостоятельно заходить на переработку, а соответственно, получать большую прибыль от реализации конечного продукта», рассказал Вице — президент ПКОП по развитию и коммерции Данияр Макишев.
У завода есть возможность хранить на территории предприятия определенное количество ГСМ – АИ — 92 — 17, 5 тысяч тонн, АИ 95 – 57 тысяч тонн, 43 647 тонн дизельного топлива. Итого почти 120 тысяч тонн нефтепродуктов. Однако на текущий момент запасов ГСМ на заводе нет.
Как бороться с дефицитом ГСМ на АЗС
Из 563 заправочных станций области лишь 75 получают нефтепродукты в достаточном количестве, являясь доминантными субъектами рынка. Как считают владельцы АЗС, необходимо создать механизм распределения ГСМ среди оптовых поставщиков и АЗС. В 2021 году было 36 компаний, их называют первыми оптовыми поставщиками, которые брали нефть у ресурсодержателей, поставляли на завод и затем,по своему усмотрению, снабжали продуктами нефтепереработки АЗС. В прошлом году их стало уже 56. По словам руководителя ассоциации автозаправщиков Кайыпбека Камбарова, еще есть местные оптовые поставщики, кто имеет резервуары для хранения ГСМ или берет их в аренду и доставляет ГСМ до конечных потребителей — АЗС. Таковых в прошлом году было около 100.
«Мы предлагаем правительству, министерству, чтобы налоги попадали в местный бюджет, отдать поставку ГСМ местным поставщикам. В проекте Указа Президента, который готовится, прописывается минимальный гарантийный объем, который должен доходить до самых маленьких АЗС. Теперь необходимо проработать механизм для исполнения этого документа, установить контроль за поставками. Это поможет удержать стабильность поставок ГСМ в регионе и поддержать добросовестный бизнес», поделился своей точкой зрения председатель ассоциации автозаправщиков «Жанар-Жагармай»Кайыпбек Камбаров.
Ну и конечно необходимо увеличить объемы переработки нефти. Сейчас на стадии предварительного ТЭО прорабатывается вопрос о расширении мощности предприятия ПКОП до 12 млн тонн. Следующий шаг – переход на разработку ТЭО. Это может произойти уже в текущем году.
Сергей Павленко, Шымкент.