«Единодушные» парламентарии страны соглашаются на все законопроекты и ничего не оспаривают. Инициировать законопроекты депутаты РК тоже не торопятся.
Казахстанские депутаты принимают законы с 96%-м одобрением. До 100% им необходимо принять еще шесть законопроектов, которые в настоящее время находятся на рассмотрении в парламенте.
За полтора года работы седьмой созыв не отклонил ни одной законодательной идеи, которые им спускали правительство и президент. Они также пассивно инициируют законы сами — депутатами было выдвинуто всего 23% законопроекта. Даже Россия с ее диктаторским стилем правления и перевесом президентской партии «Единая Россия» в Госдуме не может конкурировать с таким «единодушием».
Президент Касым-Жомарт Токаев несколько раз за последние годы говорил о необходимости многопартийности и присутствия оппозиции в парламенте. Среди прочего парламентская демократия подразумевает дебаты и споры, которые в итоге приводят к выгодным и полезным для общества решениям. Фактически же в казахстанском парламенте нет оппозиции либо ее голос заглушен настолько, что это никак не сказывается на итогах голосования.
Примечательно: на открытии первой сессии парламента седьмого созыва в 2021 году президент заявил, что «новые депутаты, сохраняя интенсивный темп работы своих коллег из предыдущего созыва, должны работать еще более плодотворно». Под плодотворностью подразумевалось, что за пять лет в стенах парламента было принято 410 законов, хотя из них депутаты подготовили только 60 законопроектов. Это меньше 15%.
Законодательная инициатива в Казахстане принадлежит президенту, правительству и депутатам парламента. Всего с начала работы седьмого созыва было инициировано 147 законопроектов. Основная масса законопроектов поступила от правительства (76%).
Судя по уровню одобрения законопроектов, похоже, что у казахстанских депутатов нет твердой позиции по многим из них либо их твердая позиция заключается в согласии с коллегами, правительством или президентом.
Такое 96%-е одобрение предполагает, что парламент едва ли имеет право голоса, чтобы повлиять на исход голосования. Исторически в Казахстане не существует конфронтации между депутатами и правительством, и СМИ часто называют первых «послушными».
Тем временем правительству свою законотворческую инициативу поручает президент. Сам Токаев вносит очень мало собственных законопроектов — всего один за последние три сессии. Президент также подписывает все законопроекты, внесенные правительством и парламентом. По состоянию на сентябрь 2022 года он подписал 141 законопроект — то есть все, принятые на двух сессиях. В настоящее время на рассмотрении парламента находятся шесть законопроектов, инициированных в ходе текущей третьей сессии. Вероятность того, что они будут подписаны Токаевым, очень высока.
Несмотря на возможность накладывать вето на законы, президент не пользуется этим правом. Последний раз вето на закон наложил бывший президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в 2015 году.
Среди депутатов соседнего Кыргызстана наблюдается схожая тенденция. Там правительство инициировало в 3,6 раза больше законов за последние две сессии седьмого созыва.
Для России, напротив, свойственен большой поток законов в общем, независимо от их авторов. За восьмой созыв страна успела разработать 888 законопроектов. Российские депутаты и правительство почти поровну делят ответственность и инициируют 33% и 37% законопроектов страны соответственно. В то же время у российских депутатов наблюдается относительно низкий уровень принятия законов: на сегодняшний день Владимир Путин подписал только 41% из 295 законопроектов, инициированных парламентариями. У правительства этот показатель гораздо выше: 98% из 327.