Международная правозащитная организация «Репортёры без границ» (RSF) осудила казахстанские власти за «переход в сторону политики репрессий» в отношении прессы. Накануне Наурыза RSF опубликовала статью о ситуации со свободой слова в Казахстане. В ней говорится, что, несмотря на реформаторскую риторику, в последние пять лет в республике отмечается усиление цензуры в отношении независимых и критически настроенных СМИ.
Судя по Всемирному индексу свободы прессы WPFI (The World Press Freedom Index), Казахстан опустился в мировом рейтинге со 122-го на 134-е место. Рейтинг проводится RSF в 180 странах мира. Анализ основан на результатах опросов экспертов в этой сфере по пяти категориям: политический, экономический, социокультурный контекст, правовая база, безопасность. Сам индекс WPFI в Казахстане за год упал с 48,28 до 45,87 балла (из 100 возможных), то есть ситуация ухудшилась.
Первые пять строчек мирового рейтинга по индексу WPFI традиционно занимают европейские страны, где показатели свободы прессы наиболее высоки: Норвегия, Ирландия, Дания, Швеция и Финляндия. Казахстан — впрочем, как и остальные государства Центральной Азии — сильно отстаёт от этих экономически развитых стран. В России ситуация со свободой слова, судя по данным RFS, ещё хуже. РФ находится на 164-м месте с индексом 34,77.
Сравнительный анализ статистических отчётов Международного фонда защиты свободы слова «Әділ сөз» показал, что за последние годы в Казахстане действительно выросло число фактов нарушения прав журналистов и СМИ на получение и распространение информации. За прошлый год было зафиксировано 208 случаев — на треть больше, чем в 2018 году.
Значительно увеличилось количество инцидентов, когда редакции или журналисты получали угрозы (67, против 6 в 2018 году). Фактов воспрепятствования профессиональной деятельности стало больше в три раза (49, против 15 в 2018 году). В марте текущего года в истории Казахстана впервые произошёл случай массового обращения журналистов по поводу воспрепятствовании их законной деятельности. Сразу 30 представителей СМИ подписали заявление о нарушении их профессиональных прав за то, что их не пустили в зал суда во время заседания по резонансному делу Куандыка Бишимбаева. Представители суда сообщили, что для журналистов нет мест и они могут наблюдать за ходом заседания из конференц-залов. Предложение многих не устроило, потому что сделать качественную фото- и видеосъемку с экрана монитора было невозможно. К тому же, во время трансляции наблюдались технические неполадки.
«Если журналистов, производящих съёмку процесса, не запустят в зал заседания хотя бы на ограниченное время, это поставит под сомнение объективность рассмотрения данного дела, подорвёт веру казахстанцев в вероятность существования в Казахстане справедливого суда», — отметили в филиале Союза журналистов Казахстана. Важно отметить, что позже суд принял решение проводить онлайн-трансляции судебного заседания над Куандыком Бишимбаевым. Теперь за процессом может следить любой казахстанец.
Также за последние несколько лет в стране участились нападения на репортёров, вызовы их на допрос после публикации критических материалов и даже задержания. В прошлом году также был зафиксирован факт оскорбления журналистов представителем Генеральной прокуратуры РК Мейрамбаем Кемаловым, который назвал корреспондентов собаками. За прилюдное унижение представителей прессы господин Кемалов не был наказан, ему только вынесли предупреждение за нарушение Этического кодекса. Хотя, согласно статье 131 УК РК, оскорбление, совершённое публично, должно наказываться штрафом до 200 МРП либо исправительными, общественными работами.
Как правило, представители «четвёртой власти» жалуются на нарушения своим редакторам, в пресс-службу, в Союз журналистов Казахстана, в отраслевую правозащитную организацию, но почти никогда — в полицию или в суд. Эти факты широко обсуждаются в профессиональных сообществах, но крайне редко доводятся до конкретных решений суда в отношении чиновников, допустивших нарушения. Уголовные дела по фактам воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналистов в Казахстане — штучные. По данным Комитета по правовой статистике и специальным учётам Генпрокуратуры РК, за последние годы таких уголовных правонарушений регистрировалось 1-2 в год, и только в 2023 году — 4. Административных дел за незаконное ограничение прав на доступ к информации в прошлом году было чуть больше: 7. За два первых месяца текущего года было зафиксировано всего одно такое административное нарушение.
Уголовная ответственность по статье 158 УК РК предполагает штраф до 100 МРП, или общественные работы, или арест на срок до 45 суток. В случае, если нарушение допущено человеком с использованием служебного положения или с применением насилия или угроз, наказание должно быть жёстче: штраф до 2 тыс. МРП, либо исправительные работы, либо ограничение свободы.
В начале марта вопрос ужесточения ответственности за воспрепятствование профессиональной деятельности журналистов поднимался во время обсуждения проекта закона «О масс-медиа». Мажилисмен Бакытжан Базарбек предложил заменить наказание по части 1 статьи 158 УК РК с 45 суток до 1 года. Однако, согласно данным депутата, это предложение не было поддержано ни Министерством культуры и информации РК в частности, ни правительством в целом.
«Удивляет и то обстоятельство, что представители ассоциации в сфере масс-медиа также выступили против предложения в пользу ужесточения. Точка не поставлена, мои предложения рабочая группа направила на доработку. Журналистов нужно защищать не на словах, а на деле реальными поправками с реальным сроком лишения за какие-либо провокации в их адрес», — отметил Базарбек.
Источник: https://ranking.kz/reviews/socium/ne-svobodnaya-zhurnalistika-kazahstan-opustilsya-v-reytinge-stran-po-svobode-pressy.html