Художественный руководитель фестиваля «Драма.KZ»: Мне хочется помогать другим авторам

Теги:
592

Драматургический фестиваль «Драма.KZ» проводится с 2017 года, его главная цель — изменить ситуацию с драматургией в Казахстане. В первый раз фестиваль проходил в формате лаборатории.

В 2018 году лаборатория «Драма.KZ» трансформировалась в фестиваль с читками (когда актеры читают текст по ролям, — прим. ред.) и образовательной программой. Со временем увеличилось количество площадок, появились видеотрансляции, тексты стали публиковаться в электронном приложении для чтения книг, как на казахском, так и на русском языках.

Благодаря читкам авторы получают возможность услышать свой материал на сцене, а также получает экспертную и зрительскую оценку во время обсуждения.

«Это всячески развивает, позволяет следующую пьесу написать гораздо лучше», — считают авторы.

А вообще, «Драма.KZ» — это то место, где происходит встреча драматургов, зрителей и театральных профессионалов. Организаторы добавляют, что фестиваль дает развитие всему театральному сообществу в Казахстане, создает поле обмена идей, способствует новым знакомствам и сотрудничеству, что очень важно для современной драматургии нашей страны.

Художественный руководитель фестиваля казахстанской драматургии «Драма.KZ» Олжас Жанайдаров дал эксклюзивное интервью корреспонденту elitar.kz.

Фестиваль действует с 2017 года. Тогда цель была — изменить ситуацию с драматургией в стране. Можем ли мы уже говорить о том, что эта цель дала результаты?

— Безусловно. Пять лет назад в Казахстане местная современная драматургия находилась на задворках — пьесы писались от случая к случаю, у авторов не было мотивации, они существовали разрозненно, театрам они были не нужны. В представлении многих современная драматургия была связана с именами Исабекова, Балгабаева, Мукановой — мастерами заслуженными, но состоявшимися еще давно. Между тем драматургия требует постоянного обновления — языка, форм, содержания. Кроме того, развитие драматургии требует формирования своего профессионального сообщества, как это происходит в других культурно развитых странах. Все это, по сути, отсутствовало в Казахстане. Не было ни актуальных, современных по духу пьес, ни известных молодых имен, ни пространства для коммуникации.

Что изменилось с появлением фестиваля?

— У авторов появилась мотивация писать пьесы, развиваться, получать опыт читок, обретать признание, общаться с коллегами. А у казахстанских театров теперь есть возможность целенаправленно знакомиться с новой драматургией. Наши казахстанские авторы теперь известны не только в стране, но и за рубежом: они регулярно попадают в списки лучших на различных драматургических конкурсах. Можно говорить и о формировании сообщества, нового драматургического поколения. С удовольствием называю тех, кого сейчас можно назвать настоящим и будущим казахстанской драматургии, – Айнур Карим, Ольга Малышева, Алишер Рахат, Колганат Мурат, Нурайна Сатпаева, Альмира Исмаилова, Аманжол Казыбек и другие авторы, участники наших фестивалей.

Менялся ли формат с 2017 года? Насколько я помню, в Казахстане есть две площадки, где проходят читки. Добавятся ли в этом году площадки?

— В первый год проект имел формат лаборатории, были отобраны 13 авторов, которые два месяца проходили обучение и в итоге написали по пьесе. Они были прочитаны в Русском театре драмы им. Лермонтова в Алматы. С 2018 года «Драма.KZ» является фестивалем, где представляются отобранные в результате конкурса пьесы, и существует своя образовательная программа. Также мы действительно расширили партнерство с театрами. Если в первый год мы проводили читки в одном театре, то теперь театров, где презентуются новые пьесы, целых три (ТЮЗ им. Мусрепова, театр «ARTиШОК», Русский театр драмы им. Лермонтова). Добавлять новые площадки пока не планируем, так как фестиваль идет три дня, каждый день — новая площадка. Если со временем будет представляться больше пьес (сейчас их порядка десяти на фестивале), то мы увеличим продолжительность фестиваля и, соответственно, количество площадок.

Сколько на данный момент уже прислали пьес? Это больше или меньше, чем в предыдущие годы?

— В среднем на фестиваль присылают порядка 40-50 пьес ежегодно, сейчас мы получили около 20 текстов – но дедлайн лишь 15 сентября. По опыту большинство пьес присылают в последнюю неделю, авторы всегда дописывают, стараются отредактировать тексты, так что это объяснимо. Конечно, мы бы хотели, чтобы авторы присылали больше пьес. Например, на зарубежные драматургические конкурсы в среднем шлют по 200-300 пьес (на самый известный фестиваль «Любимовка» и вовсе по 500-600 пьес приходит каждый год). Но надо понимать, что мы принимаем тексты только от жителей Казахстана, и, кроме того, в стране есть проблема с драматургическим образованием. Учиться драматургии, учиться писать пьесы фактически негде (я знаю лишь пару мест: Открытая литературная школы Алматы и КазНАИ им. Жургенова). У нас, организаторов «Драма.KZ», есть планы исправить ситуацию и в этой сфере.

Кстати, пользуясь случаем, хочу обратиться ко всем пишущим казахстанцам: вы можете тоже успеть прислать свои творения нам до 15 сентября. Шлите свои пьесы на наш электронный адрес festival@drama.kz. Вся информация об условиях конкурса и самом фестивале — на нашем сайте http://drama.kz.

Какие жанры выбирают современные авторы?

— В казахоязычной драматургии, насколько я заметил, авторы тяготеют к мистике, абсурду, магическому реализму. Происходит исследование экзистенциальных, вневременных, сущностных вопросов и проблем. В русскоязычной драматургии больше реалистических историй, текстов про окружающую жизнь, про обычные, бытовые проблемы — как правило, выбирается жанр драмы, мелодрамы, комедии.

Если брать общее настроение, дух пьес, которые представляются на фестивале, то мы, прежде всего, ищем актуальные, свежие, искренние голоса. Современная драматургия, как и театр в целом, на мой взгляд, — она же про сегодня, про «здесь и сейчас», про то, что нас волнует, что у нас внутри болит.

Часто ли ставят пьесы победителей фестиваля?

— Не так часто, как хотелось бы. И это, наверное, наша следующая задача — чтобы появлялись не только хорошие и актуальные тексты, но и спектакли по этим текстам. Пьесы теперь есть, авторы есть — нужно, чтобы были и постановки. К сожалению, театры в Казахстане, в первую очередь государственные, в этом смысле не очень поворотливы, еще есть инерция привычного существования, когда новой острой драматургии не место в репертуаре. Но опыт режиссерско-драматургической лаборатории RDS в ТЮЗе им. Мусрепова, которая проводится уже два года, показывает: новые пьесы могут быть интересны и режиссерам, и актерам, и зрителям. Я всегда говорю: без современной драматургии развитие любого театра невозможно. Нужно преодолевать косность, недоверие, страх риска. Терять нечего, а приобрести можно гораздо больше: театр, который не боится экспериментов, всегда становится местом притяжения новой аудитории, умных, интересных, талантливых людей.

Проведение фестиваля — очень большая работа, которая требует огромных сил. Что вас мотивирует проводить фестиваль каждый год?

— Желание гордиться современной казахстанской драматургией. Мечта о том, чтобы о наших авторах и пьесах говорили, спорили, стремились узнать во всем мире. Я сам драматург, получивший определенное признание, я что-то уже в своей жизни взял. Теперь мне хочется помогать другим авторам, больше отдавать. Как-то это естественно, правильно, что ли.

Алёна Смирнова

Предыдущая запись
ШЫМКЕНТТІКТЕР КОНСТИТУЦИЯ КҮНІН АТАП ӨТТІ
Следующая запись
В Шымкенте ростет заболеваемость вирусным гепатитом

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Видео

Қала әкімнің біріңғай қабылдауы жаңа форматқа көшті

Новость дня

Популярное среди читателей

Колонки редакторов

Все теги

Меню