В суде по делу Елжана Биртанова и Олжаса Абишева продолжают заслушивать свидетелей.
Во время ответа на вопросы бывший генеральный директор Республиканского центра развития здравоохранения Минздрава Айнур Айыпханова пожаловалась на незаконные действия со стороны сотрудников следственных органов.
По ее словам, на период следственных действий у нее на руках был двухмесячный ребенок, однако это не мешало правоохранителям привлекать ее к допросам, проводить обыск дома, а также беспокоить по телефону.
«Мне сказали, что я свидетель по делу Олжаса Абишева. Однако во время допросов меня все время спрашивали о Елжане Биртанове. На допросы приглашали около десяти раз, сидела по три часа с младенцем на руках. Многие вопросы вообще не были связаны с предъявленными обвинениями, а больше хотели узнать какой-то «компромат» на Елжана Амантаевича», – рассказала в суде Айыпханова.
В суде она также рассказала об эпизоде, который произошел в декабре 2020 года. Тогда в ее квартире провели неожиданный обыск:
«Я считаю, что обыск был незаконным. В 10 утра мне звонят в дверь. Я была дома одна с ребенком, были несколько следователей. Хотела переодеться из ночной сорочки, но мне не дали этого сделать. Начали угрожать, что если не открою, то они взломают дверь. В квартиру вошли девять мужчин. Они записывали все на видео, изъяли всю электронную технику, включая телефон. Спустя неделю только технику вернули. Я думаю, что этот обыск провели для того, чтобы меня запугать», — поделилась женщина.
Напомним, ранее во время судебного заседания по делу экс-руководителей Министерства здравоохранения Казахстана свидетель Асембек Халимбетов заявил об оказании на него психологического давления со стороны сотрудников прокуратуры и Агентства по финансовому мониторингу.
Обвинения в адрес экс-министра здравоохранения Елжана Биртанова прокурор озвучил 23 июня. Биртанова обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями при разработке «Платформы информатизации и интероперабельности информационных систем здравоохранения» — информационной системы для автоматизации деятельности медучреждений и управления ими. Платформа могла обеспечить автоматизацию услуг прикрепления граждан к медучреждениям, вызова врача на дом, записи на прием к врачу, а также выдачи медицинских свидетельств населению.
Кроме того, Елжан Биртанов обвиняется в превышении своих должностных полномочий во время использования борта санавиации в июне 2020 года. Однако свидетели по данному факту заявили в суде, что Биртанов, будучи главой Минздрава, не отдавал им никаких распоряжений по поводу использования борта санавиации.
9 августа еще один свидетель дал показания в пользу Биртанова и Абишева. Свидетель Пономарева, один из членов приемочной комиссии по приемке платформы, заявила в суде:
— на момент приемки с медицинской стороны (свидетель — не технарь) платформа была готова к эксплуатации и была рабочей;
— приемочная комиссия в составе минимум 15 человек заседала ежедневно в течение 2-3 недель, после подписывались ежедневные акты, если у кого были замечания, то их писали самостоятельно, затем шел консолидированный протокол с казахстанской стороны. Хорватская сторона позже проводила митинги как отчеты;
— со стороны Абишева или других представителей МЗ давления на приемочную комиссию и ее саму не было;
— пилотный проект проводился в двухх областях, проведен полностью.