Согласно официальным данным, за семь лет депутаты совершили всего девять правонарушений, судьи — 23.
В Докладе о ситуации с правами человека в Казахстане за 2021 год указывается, что государство избирательно привлекало к ответственности чиновников, злоупотреблявших полномочиями, особенно в громких коррупционных делах. Тем не менее коррупция по-прежнему была широко распространена, а лица, занимающие руководящие должности и имеющие связи в правоохранительных структурах, оставались безнаказанными.
По данным Генеральной прокуратуры Казахстана, с 2015-го по 2021 год среди должностных лиц закон чаще всего нарушали сотрудники МВД (включая органы уголовно-исполнительной системы и чрезвычайных ситуаций). В среднем в год против них возбуждали 516 уголовных дел, то есть в неделю закон нарушали около 10 сотрудников ведомства, в основном полицейских.
Чаще всего сотрудники МВД в этот период времени шли на получение взятки (26%), мошенничество (16%) и превышение власти либо должностных полномочий (8%).
На втором месте по среднему количеству зарегистрированных правонарушений после сотрудников МВД с большим разрывом в количестве дел находились военнослужащие. В среднем в 2015-2021 годах против них возбуждалось около 100 дел в год. При этом статистика преступлений начала резко снижаться — со 189 правонарушений в 2017-м до всего одного в 2021 году.
Судьи заняли восьмое место по количеству должностных правонарушений, на них с 2015-го по 2021 год пришлось всего около 23 дел.
При этом, по данным «Фридом Хаус», коррупция была очевидна на каждом этапе судебного процесса.
В отношении депутатов за 2015-2021 годы зарегистрировали лишь девять правонарушений. Примечательно, что в 2018 году одного парламентария обвинили в «создании и руководстве преступным сообществом, а равно участии в нем». В тот год эта статья упоминалась дважды — компанию депутату составил аким. Имена обоих неизвестны.
Замыкает список сама Антикоррупционная служба, которая расследует должностные правонарушения. Ее сотрудники, по официальным данным, совершили меньше всего правонарушений — лишь пять за последние пять лет (данные за 2015-2016 годы отсутствуют), среди них два случая присвоения или растраты вверенного чужого имущества и одно нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами.