«Пытались заглянуть в штаны и убедиться, ношу ли я памперсы»: как люди с инвалидностью проходят медкомиссию, рассказал нашему гражданскому журналисту правозащитник, руководитель проекта «За равный доступ» Жаслан Сулейменов.
Сейчас в нашей стране немало говорят о цифровизации и, в частности, о том, как она упростит жизнь простым казахстанцам.
«Мы видим, с какими проблемами сталкиваются люди при назначении пенсий и пособий: ворох бумаг, хождение по мукам. Необходимо полностью оцифровать эти процессы. «Бегать» должны данные, а не люди. Нужно стремиться к отказу от использования бумаги в межведомственном взаимодействии и при общении с гражданами. Поручаю до конца года отменить наиболее востребованные справки и бумажные подтверждения (30 из 47), обеспечить цифровое подтверждение информации…100% госуслуг станут доступны гражданам со смартфонов», — сказал в одном из выступлений Касым-Жомарт Токаев.
Какие именно цели ставит президент перед государством, можно понять, прочитав приведенные выше цитаты. Но в действительности, судя по всему, происходит другое.
На наш взгляд, цифровизация и электронные документы в первую очередь будут полезны ЛСИ – людям с инвалидностью, потому что не каждый из них может самостоятельно выйти из дома. А потому Министерство труда и соцзащиты должно было одним из первых перейти на эти стандарты.
Чтобы узнать, есть ли в этом плане какие-либо изменения в лучшую сторону, мы обратились к правозащитнику, руководителю проекта «За равный доступ» — человеку в коляске, который не понаслышке знает о проблемах ЛСИ, Жаслану Сулейменову, который недавно подал документы для дополнения услуг в ИПР (это индивидуальная программа реабилитации человека с инвалидностью).
— Когда вы в последний раз обращались к государству за чем-нибудь?
— 18 июля 2022 года я получил из поликлиники на руки справку формы 031 для дополнения услуг в ИПР. Затем направил через портал egov.kz электронное обращение со всеми необходимыми цифровыми документами в РГУ «Департамент Комитета труда и социальной защиты Министерства труда и социальной защиты населения республики Казахстан по городу Нур-Султану». Получил электронный ответ за подписью заместителя руководителя С. Игембаевой, который гласил: «В связи со снятием карантинных мер Департамент оказывает услуги в офлайн-режиме (очно). Вам необходимо пройти освидетельствование с целью коррекции ИПР по адресу: г. Нур-Султан, ул. Кравцова, дом 18». И мне пришлось туда отправиться.
— Что вы заметили? Изменилось ли что-нибудь?
— К сожалению, все как было, так и осталось. Раньше они находились по улице Иманбаевой, 16. Переезд по новому адресу, по большому счету, ничего не изменил. Начнем с пандуса: он не соответствует стандартам — отсутствует второй поручень повыше для взрослых. Кроме того, дорога перед входом разбитая, на двери отсутствует пиктограмма в виде яркого кружка для слабовидящих.
Мы нажали на кнопку вызова, однако к нам никто так и не вышел. В коридорах очереди, в которых кто-то из посетителей кашляет, кто-то чихает, вызывая страх заразиться. Сотрудники ведут себя по-барски, пренебрежительно, в результате чего появляется ощущение, что они не положенное мне по закону выдают, а подают милостыню из собственного кармана. Когда я спросил у руководителя отдела выдачи Нысанбековой К.О., почему она на меня кричит, она ответила, что у нее просто голос громкий, и она так говорит, чтобы ее хорошо слышали.
— Так в чем была необходимость приезжать в департамент?
— Я приехал, чтобы мне вписали в ИПР дополнительные услуги. Я перенес семь операций, последняя была на вырезание пролежней, и врачи рекомендовали мне не напрягаться. Поэтому я обратился за электрической коляской. Я уже 25 лет как потерял подвижность ног и не могу самостоятельно передвигаться. Только недавно появилась возможность выдачи электрических колясок. Для получения этой коляски нужно пройти осмотр врачей и прохождение анализов в поликлинике, получить справку 031 с рекомендациями о получении электроколяски. Когда я пришел со всеми документами в электронном формате, меня просто отказались принимать. Мой брат был вынужден ехать домой за бумажными копиями этих справок. Только когда мы привезли бумажную справку, чиновники сами проверили, как работают мои руки. Тогда вопрос: если осмотр проводят на месте, зачем гонять человека по врачам поликлиники, если их мнение все равно не учитывается? Разве только руки работают, когда крутишь колеса коляски? Кому выдают электрические коляски?
— А вы обращались с жалобой?
— Сотрудники 101 кабинета продержали меня до обеда, потратив время на то, чтобы толпой попытаться заглянуть мне в штаны и выяснить, ношу ли я подгузники, так как, по их мнению, если государство выдает гигиенические средства людям с инвалидностью, то дает им право заглядывать в нижнее белье. Я попросил контактные данные, кому позвонить, но мне их никто не предоставил, заявив, что руководство ушло. Более того, сотрудники вызвали охрану, которая выгнала меня из здания. К слову, в фойе висит таблица, в которой указаны руководители, но нет номеров телефона для связи. Поэтому я уехал домой, чтобы подать жалобу через Egov.kz
— Получаются, все эти разговоры, что должны «бегать данные», а не люди — просто красивые слова?
— Я не увидел каких-либо серьезных изменений, что сейчас, что 20 лет назад. Бумажная волокита — по старинке.
Мы решили узнать, могут ли люди с инвалидностью получать услуги онлайн, почему на стендах отсутствуют контактные данные руководителей департамента, управлений и отделов, и, главное, почему люди с инвалидностью вынуждены физически преодолевать большие расстояние в «Цифровом Казахстане». Поэтому направили в департамент официальный запрос.
Куат Керей