24-летний Бек-Ата Даниял – человек редкой профессии. По крайней мере, в нашей стране. Он создает комиксы и успешно сотрудничает с иностранными компаниями. О том, как участвовать в зарубежных проектах, живя в Шымкенте, и почему пока не получается работать на отечественном рынке, он рассказал корреспонденту Elitar.kz
— Бек-Ата, вы получили образование за границей…
— Когда выбирал специальность после школы, здесь не нашел того, что мне подходит. Пока такое образование более передовое за рубежом — в Казахстане анимации, комиксам не уделяют большого внимания. В Великобритании окончил University of Hertfordshire по специальности «Кино и телевидение», сейчас обучаюсь в магистратуре European University of Lefke на Кипре выбрал «Медиа и коммуникации». Вернулся на родину в 2019 году, смог выиграть образовательные стипендии от Vancouver Film School, New York Film Academy, но, к сожалению, мои планы нарушила пандемия — я остался здесь. Только в прошлом году смог вылететь на Кипр, учебу там завершаю онлайн.
— Уточним: вы — не художник, а сценарист комиксов?
— Верно, я не рисую, а создаю графические романы. Сотрудничаю с художниками, которые воплощают все то, что я придумал. Говоря проще, я расписываю по кадрам все то, что они рисуют. Мои авторские работы — комикс Audacious Brothers (Pharos books) вышел в Индии, комикс Dinosaur Warrior (Markosia) в Англии. Есть и книга Mangina Tale британского издательства Olympia Publishers – это проза. В сущности, работать я начал не так давно – с 2020 года. Один комикс требует полгода-год отрисовки.
— Насколько эта профессия актуальна в Казахстане?
— Я считаю, что рассказчики историй всех видов нужны всегда и везде. Как говорил мой кумир Стэн Ли, индустрия развлечений очень важна для людей и полезна, она отвлекает их от повседневности. Если говорить конкретно о профессии… В той же Британии очень много небольших издательств, поэтому авторы могут легко проявить себя, есть спрос на них. У нас все же этот жанр еще полностью не реализован. Здоровая конкуренция — вот чего нам не хватает, чтобы продвигать комикс-индустрию. У меня сложилось впечатление, что у нас царит лишь один игрок – «Хан комикс». Кстати, я и его представитель обсуждали эту тему на одном из телеканалов, и он признался, что почти все, кто занимается комиксами в Казахстане, становятся частью команды этого издательства. Мое субъективное мнение: такого быть не должно, особенно в творческой сфере. Только при сосуществовании разных взглядов и подходов возможно развитие. «Кому нужен Воин-Динозавр?» — спрашивают меня. Но ведь с помощью комиксов можно прекрасно сочетать наш национальный колорит с западным подходом. Почему бы не рассказать о наших батырах? Я этому учился, у меня казахские корни и знания, впитанные в Америке, Европе, поэтому могу работать на любого зрителя-читателя.
— Вы говорили о том, что важна господдержка…
— Очень надеюсь, что меня выслушают в Министерстве культуры — я записался на прием. Есть идея сделать свежие мультфильмы по комиксам для Казахстана, других стран, важна господдержка. Я не критикан, уж тем более не чей-либо противник, просто хочу работать, реализовываться здесь – на рынке места всем хватит. Пример Южной Кореи: государство вложило баснословные деньги в развитие этого направления через фестивали, соревнования, библиотеки комиксов. Посмотрите, какая произошла эволюция! Казахские комиксы могут выйти на мировую арену, я убежден.
— И стать узнаваемым элементом нашей массовой культуры?
— Почему нет? Уверен, например, что молодежь в разных странах мира сейчас мало отличается друг от друга – это результат в первую очередь глобализации. Комиксы могут объединять нас всех — детей, подростков, взрослых и даже пожилых, через них можно интересно, доступно донести любую идею. Есть серьезные графические романы о философии, любви, дружбе, верности. Сегодня это не дешевый развлекательный контент, а целая отрасль, несущая моральную нагрузку, формирующая мировоззрение поколения.
К слову, я, как и многие, люблю классическую супергероику, потому что в нынешнем непростом мире не хватает веры в добро и справедливость. К тому же большой фанат писателя Марка Миллара — комиксы про Супермена, Флэша.
— Вы зарабатываете, сотрудничая с иностранными издательствами?
— Получается, что им я нужнее. Сейчас готовим к выходу комикс в России с издательством «Белый Единорог», параллельно пишу магистерскую работу. С моим американским коллегой-партнером Родни Хауншеллом делаем сразу несколько комиксов сейчас.
Я могу быть полезным и в смежных сферах — кино, медиа-коммуникациях. Учусь хорошо, мой GPA — 3,84. Дело свое выбрал осознанно, с детства комиксами увлекаюсь, читал еще те первые журналы из киосков «Играй и учись с Человеком-Пауком», «Зажигай с нами!». Старший брат учился в Америке, выиграв грант фонда «Сорос», живет там. С его помощью в 2015 году я попал в Лос-Анджелес и точно решил стать сценаристом.
Я из обычной семьи – мои родители-врачи. Родни перевел мне за работу хорошую сумму, и я вложил их в свое творчество. К примеру, оплачиваю работу художников, потому что издательству нужен готовый проект.
— Не возникала мысль об отъезде?
— Не думал об этом. Сегодня модно говорить, что молодежь ищет лучшей жизни в других странах. Может быть, они не могут применить свои знания, умения на родине? Я вернулся, чтобы быть полезным своей стране, и буду рад любой возможности.
Аэлита Таева