Одно вполне оптимистичное, от директора НПП «Атамекен» Туркестанской области Тимура Нахипбекова. Второе — от Рахманали Оразбаева, члена комитета строительства и ЖКХ НПП «Атамекен» Шымкента.
Если в видах на будущее самой палаты и окормляемого ею малого и среднего бизнеса в целом совпадают, то в оценке текущей ситуации взгляд из отраслевого комитета менее оптимистичен.
«Палата предпринимателей как общественный институт, — говорит Т. Нахипбеков, — прочно заняла свое место и выполняет свои главные функции — отстаивает интересы бизнеса перед государством и консолидирует усилия отраслевых бизнес-сообществ. Она изначально создавалась для этого. Объединение снизу, путем гражданской инициативы, без руководства и опеки, к сожалению, идет медленнее, чем этого требует наше непростое время. Ассоциации предпринимателей получили новое развитие после их объединения вокруг НПП. Нам насущно необходимы новые, современные, отраслевые стандарты. Не придуманные в министерских кабинетах чиновниками, далекими от повседневных потребностей бизнеса и технологий. Отраслевые нормы должны разрабатываться профессиональными сообществами в соответствии с отечественным опытом и международной практикой. У государства ни времени, ни ресурсов на мягкое регулирование бизнеса нет. Только штрафы. Оно неповоротливо. Не только наше, любое. Стандарты должны идти из жизни, от отраслевых ассоциаций. Есть закон о саморегулировании. Увы, до сих пор не заработавший. Пока его не очень понимают в широких кругах предпринимателей. «Крупняк» привык решать свои проблемы через личные связи и авторитет. Мелкий и средний предприниматель выживает как может, от рассвета до заката. Ему не до стандартов. Хороший, нужный закон, к сожалению, несколько опередил развитие общественного сознания. Ассоциации предпринимателей на сегодня активны только в столице и Алматы. В областях их рост отстает на 5-10 лет. Мы на юге только в начале пути. Туркестанская область, лишившись единственного крупного города, стала преимущественно сельской. Традиционно активны у нас разве что объединения хлопкопереработчиков. Но их к малому бизнесу отнести нельзя. Из-за карантина активизировался общепит. Нет худа без добра: владельцы кафе, больше всех пострадавшие от ограничений, кожей почувствовали пользу объединения. Не от хорошей жизни сплотились и владельцы детских садов, частных колледжей, школ. Им пришлось отстаивать свой прямой интерес — бюджетное финансирование. А вот самый многочисленный слой мелких предпринимателей, земледельцев и животноводов, объединить в ассоциации сложно. Они слишком разрозненны, хотя запрос на формирование профильных объединений есть. Нужно это всячески поддерживать. Иного пути развития МСБ не вижу. В будущем, и лучше бы недалеком, пирамиду надо вернуть в нормальное состояние. Они должны стать фундаментом НПП. Так должно быть. Для этого палата активно продвигает культуру предпринимательства. Региональный совет мы поделил на шесть ассоциаций по отраслям. Создали поле для апробации форм и путей объединения. Есть сферы, где нет ассоциаций. Но и там началось движение. Собираются, обсуждают, выделяют делегатов. Отраслевые комитеты НПП — строительные площадки для формирования ассоциаций предпринимателей. Мы предлагаем интегрировать их с центральными отраслевыми комитетами, республиканскими ассоциациями, т.е. включить в общенациональную систему. Сейчас, когда экономику трясет, консолидация бизнеса особенно важна».
Все стройно, понятно и перспективно. Но, как говорится, есть нюансы. На них неоднократно обращал общественное внимание Р. Оразбаев. На опыте работы в отраслевом комитете шымкентской НПП.
«Большинство членов отраслевого комитетов — представители крупного бизнеса и интересы «малышей», как их презрительно назвали на последнем съезде НПП, им глубоко чужды, — считает он. — Благодаря их чуткому руководству почти все рассмотренные комитетом нормы подогнаны под своих. Наряду с НПП крупный бизнес активно и открыто поддерживается сегодня госслужащими. Их влияние особенно заметно в вопросах госзакупок и тендеров, где все критерии выбора поставщика продуманы под крупный бизнес. Никто не хочет серьезно разбираться в обоснованности этих критериев. В результате на рынке создана монополия крупного бизнеса. Сложившаяся (точнее, искусственно и искусно созданная) ситуация устраивает всех, кроме МСБ, лишенного возможностей полноценного развития. Они проигрывают на всех конкурсах и тендерах. Нельзя дальше мириться с этим. В комитетах должны председательствовать представители среднего, а лучше малого бизнеса, чтобы слышно было их голоса. Сегодня в регуляторном поле действуют только госслужащие и косвенно НПП. По закону о саморегулировании регуляторными функциями могут обладать профессиональные сообщества. А их на рынке практически нет. Не поддерживаются и не признаются профессионалы и их сообщества, членами которых должны быть физические лица, а не юридические, как в НПП. Законы о саморегулировании и техрегулировании, давно предоставляют профессионалам право занять свою нишу. К сожалению, им не удается объединиться. Нет таких лидеров, чтобы создать сообщества, подобные НПП «Атамекен». Надо оказывать всестороннюю поддержку профессионалам отраслей, чтобы они могли, объединившись, самим формулировать для себя правила игры на рынке. Уверен, непризнание профессионалов отраслей экономики однозначно тормозит развитие бизнеса. Именно они должны помогать предпринимателям профессионально заниматься нормированием, оценкой соответствия, надзором и контролем. Сегодня, к сожалению, правят бал непрофессионалы».
Сложно что-то возразить. Только непонятно, кто и как будет этих профессионалов объединять. Комиссаров и маузеры мы упразднили, а гражданские инициативы, как деревья в Туркестане, сами расти не хотят. За ними ухаживать надо…
Еркен Айбаев
фото автора