Казахский национальный театр оперы и балета им. Абая поставил балет Тимура Мынбаева «Фрески» в хореографии балетмейстера Заурбека Райбаева и сценографии Евгения Сидоркина. Обновленный спектакль сохранил свой дух, но заиграл новыми красками и эмоциями.
В основе сюжета постановки лежит поэма Олжаса Сулейменова «Глиняная книга», повествующая о далеких исторических событиях, дошедших до нашего времени в виде легенд и сказаний. На сцене оживают девять фресок, каждая из которых имеет свою поэтическую историю и энергетику.
Премьерный показ спектакля состоялся 9 июля 1981 года в Ленинграде на сцене Малого театра оперы и балета, где среди восьми гастрольных постановок критики отметили «Фрески». Балет Тимура Мынбаева в хореографии Заурбека Райбаева и сценографии Евгения Сидоркина буквально сломал все театральные устои, сокрушил представления большинства меломанов о том, каким может быть современный балет.
«Спектакль «Фрески» — это синтез классической и национальной хореографии. Для меня, да и всего коллектива театра он очень значимый. В 1982 году я танцевала партию невесты. Мне посчастливилось работать с Заурбеком Райбаевым», — отметила художественный руководитель балетной труппы КНТОБ им. Абая Гульжан Туткибаева.
Последний раз балет «Фрески» был показан на сцене КНТОБ в 2008 году. И вот спустя 14 лет он вновь радует зрителей. Благодаря художественному руководителю спектакля, народной артистке РК Гульжан Туткибаева, главному дирижеру театра Ерболату Ахмедьярову, народному художнику РФ Вячеславу Окуневу, хормейстеру Алии Темирбековой обновленная постановка получилась яркой, насыщенной и более современной.
«В 1981 году, когда вышел этот балет, музыка Тимура Мынбаева для того времени была технологичной. Это синтез джаза, казахской этники и классики. У нас выступает живой хор, который вносит свою изюминку в музыкальное сопровождение. Особенность музыки в том, что постоянно меняется размер в такте. В некоторых моментах такт не совпадает с партитурой балета. Тем эта постановка и интересна. Сохранилась оригинальная рукописная партитура с пометками Тимура Каримовича. В ней все подробно расписано и разложено по полочкам. Но из соображений сохранения авторской рукописи я дирижирую по новой партитуре, переизданной в 2009 году. Она в точности набрана с оригинала», — рассказывает главный дирижер театра Ерболат Ахмедьяров.
Балет поражает не только музыкой, но и оформлением. Декорации погружают зрителей в жизнь и быт древних скифов. Да и сами танцы впечатляют пластикой, элементами спорта и акробатики. Наряду с классическими балетными па можно увидеть современную экспрессивную пантомиму. До последней ноты, последнего па зал сопереживает героям и проживает с артистами каждую фреску.
«Многие декорации пришли в негодность, поэтому мы частично реставрировали, частично обновили их. Нам важно было сохранить сценографию Евгения Сидоркина. Художник Вячеслав Окунев что-то доработал и придумал световое оформление в виде сакрального круга. Также мы полностью обновили костюмы. Благодаря этому спектакль заиграл новыми красками и стал современнее», — подчеркнула Гульжан Туткибаева.
Главные партии исполнили Малика Елчибаева и Азамат Аскаров, Жанель Тукеева и Архат Аширбек. Репетиции шли чуть больше месяца. Молодые артисты сумели передать дух и энергетику постановки.
«В этом балете я танцевала сначала в кордебалете, когда только пришла в театр. Потом была роль невесты, и вот теперь танцую партию Шамхат, жрицы храма Ишторе. Моя героиня сильная, гордая, своенравная, но когда влюбляется, меняется и становится нежной и любящей. Спектакль непростой, особенно музыка. Нам непривычно и сложно танцевать под нее, потому что счет постоянно меняется. Но это добавляет изюминку», — признается ведущая солистка балета Жанель Тукеева.
Спектакль приурочен к 90-летию известного балетмейстера, народного артиста КазССР, профессора Заурбека Райбаева.
Балет «Фрески» украсит репертуар КНТОБ им. Абая.
Надежда Пляскина, фото Владимира Акуленко, Алматы