За январь-февраль текущего года авиакомпании РК перевезли 1,8 млн человек — сразу на 53,9% больше, чем годом ранее. Наибольшие показатели пришлись на Алматы (569,6 тыс. человек, минус 28,7% за год). Следом идут Астана (466,4 тыс. человек) и Шымкент (181,7 тыс. человек), сообщает energyprom.kz.
Пассажирооборот составил 3,6 млрд пкм — на 94,9% больше, чем годом ранее.
Перевозки груза и багажа воздушным транспортом по итогам января-февраля 2023 года составили 3,8 тыс. тонн — на 39,2% больше, чем годом ранее. Из них 2,2 тыс. тонн пришлось на Алматы, 1,1 тыс. тонн — на Шымкент, 0,5 тыс. тонн — на Астану.
«Грузооборот за январь-февраль достиг 8,2 млн ткм — на 42,4% больше, чем в предыдущем году. Доходы авиакомпаний составили 97,8 млрд тг, против 48,4 млрд тг годом ранее, в том числе от перевозки пассажиров — 95,8 млрд тг, от перевозки грузов и багажа — 2 млрд тг. По итогам февраля текущего года стоимость услуг воздушного пассажирского транспорта увеличилась на 37,8% за год», — приводят данные в ведомстве.
В региональном разрезе наибольший рост цен зафиксирован в Мангистауской области: сразу плюс 65,3% за год. В тройку антилидеров также попали Жамбылская область (плюс 55,6% за год) и Астана (плюс 53,6%).
В Улытауской, Алматинской и Карагандинской областях, напротив, наблюдается спад цен — на 19,5%, 2,7% и 0,2% соответственно.
Статистика крупнейших авиакатастроф мира за 1974–2023 годы показывает, что основная причина трагедий в воздухе — человеческий фактор (ошибка экипажа или диспетчера).
«Крупнейшая авиакатастрофа с наибольшим числом жертв произошла в 1977 году на Канарских островах, когда при попытке взлёта в аэропорту Тенерифе столкнулись два Boeing-747 американской авиакомпании PanAm и нидерландской KLM. Причиной трагедии, повлёкшей гибель 578 пассажиров, стал языковой барьер: голландские лётчики плохо понимали команды диспетчера, говорившего по-английски с испанским акцентом», — пишет energyprom.kz.
На втором месте оказалась авиакатастрофа, произошедшая в Японии в 1985 году. Этот трагический случай считается рекордным по числу пассажиров, погибших на протяжении последних 40 лет при падении одного самолета. На борту потерпевшего крушение японского Boeing-747 находились 524 человека, из которых спаслось только четверо. Причина крушения воздушного судна — некачественный ремонт.
Попала в тройку самых страшных и катастрофа, связанная с нашей страной. В 1996 году в Индии столкнулись в воздухе казахстанский Ил-76 (при аварии погибло 37 человек) и Boeing-747, принадлежащий авиакомпании из Саудовской Аравии (312 погибших).
Помимо этой трагедии, эксперты отнесли к крупнейшим авариям крушения казахстанских воздушных судов в 2012-м, 2013-м и 2019 году.
«В 2012 году рухнул на подлёте к аэропорту самолёт Ан-72. Причиной оказались неисправность оборудования и ошибки экипажа. Пострадали 27 человек. В 2013 году не долетел до аэропорта самолёт CRJ200, что привело к гибели 21 человека. В 2019 году во время взлёта упал самолёт Fokker 100. Погибли 15 человек. В целом Казахстан можно отнести к небезопасным для полётов странам. Так, эксперты Аviation Safety Network отнесли Казахстан к списку 25 худших географических регионов, в которых с 1945 года по настоящее время произошло наибольшее количество авиакатастроф со смертельным исходом. Стране присвоили 24-е место (45 авиакатастроф)», — резюмирует мониторинговое агентство.
В рейтинге не учитывались корпоративные джеты, не принимались во внимание военные происшествия, а также угоны и другие криминальные происшествия.