Вопросы доступности банков для людей с инвалидностю обсуждали участники круглого стола «Финансовая инклюзия в Казахстане – новые вызовы 2022», который прошел 5 мая.
Комиссия по правам людей с ограниченными возможностями имени К. Иманалиева собрала за одним столом людей с инвалидностью с представителями банков, Министерства труда и соцзащиты, Департамента защиты прав потребителя финансовых услуг, Уполномоченным по правам человека в РК.
Люди с инвалидностью поделились своими проблемами и на конкретных кейсах (Богдан Джепка и Банк Центр Кредит, Кенжегул Сейтжан и Каспи банк) разъяснили, с какими трудностями они сталкиваются при обращении в банк:
— отсутствие пандуса (хотя где-то они есть, но не соответствуют стандартам);
— тактильная дорожка для слабовидящих (местами есть, но не до конца);
— возле банкоматов имеются заграждения, из-за чего пользователь коляски не может сам подъехать и вынужден обращаться к незнакомым людям (т.е. доверять им свой пин-код), чтобы они сняли наличные деньги.
— внутри здания окошко кассы находится высоко и неудобно разговаривать с кассирами;
— отказы в кредитах по причине инвалидности.
Также разбирались технические проблемы использования приложений банков для незрячих.
Представители банков и рабочая группа пожаловались, на отсутствие точных предписаний, которые они должны соблюдать для правильного обслуживания ЛСИ (людей с инвалидностью), поскольку каждая группа ЛСИ имеет свои особенности.
Эльвира Азимова предложила составлять рейтинги среди сервисных служб (банков и других организации), где люди будут оставлять свои отзывы, и представители этих организаций будут вынуждены улучшать свой сервис.
Насколько готово наше общество к «финансовой инклюзии», мы поговорили с руководителем проекта Вениамином Алаевым. По его словам, ЛСИ зачастую сталкиваются с целым рядом проблем.
«Отказы в получении кредитов, проблемы с размещением депозитов, из-за того, что не каждый может расписаться для визирования документа, а иного способа для подписания документов нет. Так что финансовая инклюзия — это не только инфраструктура, но и специальные банковские продукты для нашей категории граждан», — рассказал он.
Что касается возможных вариантов решения то они, по словам Алаева, есть:
«Можно обратиться к мировому опыту, когда государство субсидирует банки второго уровня для работы с ЛСИ. Например, разработка мобильных приложений с голосовым управлением и т.п. К сожалению, у нас это все на начальном уровне, но мы планируем активную работу для их достижения».
Куат Керей