Регулярность полетов в 2022 году в Казахстане составила 76%. Показатель снизился по сравнению с данными предыдущих лет, отметил в кулуарах коллегии МИИР РК заместитель председателя комитета гражданской авиации Тимур Тлегенов, сообщает Elitar.kz со ссылкой на Kapital.kz.
«В целом за предыдущий год уровень задержки рейсов следующий: регулярность полетов составила 76%. Это, к сожалению, хуже, чем в предыдущие годы. Это было связано с погодными условиями и рядом причин, которые привели к этим задержкам», — сообщил представитель КГА МИИР РК, отвечая на вопросы журналистов.
Для сравнения, за одиннадцать месяцев 2017 года регулярность полетов в Казахстане составила 87,1%, за 10 месяцев 2018 года — 87,9%.
Таким образом, 24% всех авиарейсов в Казахстане были проведены с задержкой.
«Задержка рейсов — неизбежный процесс. Любая авиакомпания подвержена задержкам рейсов. Причинами задержек могут быть как технические причины, так и причины, связанные с погодными условиями, закрытие аэропортов и так далее. Это не связано с тем, что у нас старый парк воздушных судов. В авиации нет такого понятия, как старое воздушное судно. Если оно имеет сертификат летной годности, значит оно годно к полету», — уточнил Тимур Тлегенов.
Он подчеркнул, что никакая авиакомпания не заинтересована задерживать рейс, потому что это приводит к дополнительным издержкам по размещению пассажиров и оказанию всех услуг, предусмотренных законодательством.
«До 2025 года для того чтобы эти задержки минимизировать, мы планируем приобрести 51 воздушное судно, чтобы можно было при задержках рейсов ставить эти борты, чтобы их было меньше у пассажиров и авиакомпаний», — отметил зампред КГА.
Он напомнил, что за каждый час авиакомпания обязана оплачивать штраф в размере 3% от стоимости авиабилета.
«В прошлом году если задержка составляла более 10 часов, то авиакомпания была обязана предоставить полный возврат стоимости билетов. Для того чтобы минимизировать такие ситуации, в прошлом году было внесено изменение законодательства. Мы в два раза сократили сроки предоставления полного возврата стоимости билетов — теперь если задержка происходит более пяти часов, то авиакомпания обязана предоставить полный возврат стоимости», — пояснил представитель комитета гражданской авиации.
Как сообщил в ходе коллегии ведомства вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Алмаз Идрисов, в сфере гражданской авиации по итогам 2022 года число перевезенных пассажиров казахстанскими авиакомпаниями увеличилось на 17% по сравнению с 2021 годом (2021 год — 9,4 млн человек; 2020 год — 5,5 млн человек). Впервые за годы независимости Казахстан превысил отметку в 10 млн человек и составил 11 млн человек.
«На сегодня пассажиропоток восстановлен и демонстрирует стабильный рост. Возобновлены и открыты международные авиарейсы в 29 странах по 109 маршрутам, частотой 479 рейсов в неделю. Полеты осуществляются тремя отечественными и 27 иностранными авиакомпаниями», — уточнил вице-министр МИИР.
Планируется возобновить авиарейсы в Черногорию, Малайзию, Грецию, увеличить с Китаем, Индией, Узбекистаном, открыть с Израилем, Катаром, Турцией, Пакистаном, Азербайджаном, Таджикистаном, Саудовской Аравией.
Также ведется работа по расширению парка воздушных судов в целях повышения провозной емкости отечественных авиакомпаний.
До 2025 года ожидается пополнение парка на 51 самолет, 14 из которых авиакомпании получили в 2022 году.
В рамках модернизации аэропортов планируется:
реализация 8 проектов, из них строительство трех новых пассажирских терминалов в городах Шымкент, Алматы, Кызылорда;
реконструкция терминалов в аэропортах городов Костанай, Урджар, Балхаш;
капитальный ремонт взлетно-посадочных полос аэропортов городов Астана и Павлодар;
реализация данных проектов позволит увеличить площадь и пропускную способность терминалов.
В 2023 году будут завершены два проекта, в 2024 году — 4, в 2025 — 2. Общая сумма проектов составляет 202 млрд тенге, из них за счет республиканского бюджета — 29 млрд тенге, за счет частных инвестиций — 143 млрд тенге, 1 проект не определен (Астана).