Кызылординцы с особым благоговением относятся к памяти Батырхана Шукенова, своего знаменитого земляка. В этом году талантливому музыканту, композитору и певцу исполнилось бы 60 лет.
В родном городе много тех, кто знал Батыра – не прославленного певца, которому рукоплескали концертные залы не только Казахстана, но и всего постсоветского пространства, а того любознательного, пытливого мальчишку, который с друзьями-одноклассниками проводил вечера в пионерском парке рядом с домом, разучивая первые аккорды.
О первых шагах Батыра на музыкальный Олимп корреспонденту ELITAR.KZ рассказал Леонид Пак, ныне ветеран правоохранительных органов.
С Батыром судьба свела его почти полвека тому назад. А поводом стала горячая привязанность молодого милиционера и семиклассника Батырхана к музыке.
Для Леонида это было хобби, которому он посвящал все свободное время. У него не было специального музыкального образования, но это не помешало ему самостоятельно научиться играть на разных музыкальных инструментах, хотя, впрочем, особую любовь он испытывал к духовым. В свое время, еще в начальных классах, мама записала его в музыкалку на класс скрипки, но маленького Леню изысканная и нежная скрипка не вдохновила. Он охотно прогуливал занятия, спрятав инструмент где-нибудь в сарае. И все же много позже он вернулся к музыке и полюбил искусство.
«Непродолжительное время, проведенное в стенах музыкальной школы, все же имело свои плюсы. Благодаря урокам музыки я постиг музыкальную грамоту, знал ноты, что очень помогло мне в будущем. А уже в старших классах вместе с одноклассниками выступал в составе школьного ансамбля. Не бросил занятия музыкой и в годы студенчества, и во время службы в армии», — рассказывает Леонид.
Позже музыканта-самоучку пригласил к себе в ансамбль Мулькамал Калауов, личность в Кызылорде известная. Недавно его имя присвоили единственной в городе музыкальной школе. А в те далекие годы он руководил созданным при кызылординском пединституте ансамблем «Сыр сулуы». В его составе было несколько творческих коллективов: танцевальный ансамбль, оркестр народных инструментов, ВИА. Параллельно он собрал и свой ансамбль «Ритмы молодых» из студентов музфака пединститута.
«Это был тот период, когда и литература, и искусство находились под жестким прессингом. Весь наш репертуар проходил строгую цензуру, — вспоминает Леонид. – Все же мы как-то выкручивались, шли на ухищрения. Наверх подавали один список, а на деле играли совсем другое».
А после выступлений в беседках во дворе музыкантов ждала зеленая молодежь, для которых они были кумирами. Так он познакомился с Батырханом. Пятеро мальчишек-семиклассников — учились в средней школе №233 — создали свой ансамбль: два саксофона, труба, тромбон, гитара. Музыкального образования нет ни у одного, но зато у всех горячее желание научиться.
«Я сразу сказал, что сначала посмотрю, на что они способны. Если особо ничего не представляют, не знают нот, не возьмусь. Времени нет, днем на работе, вечерами репетиции. Тем более, что на работе не одобряли мои занятия музыкой. Все-таки сотрудник правоохранительных органов, несерьезно, — возможно, так считало мое начальство», — говорит Леонид.
Леонид пришел в школу, познакомился с ребятами. Батыр выделялся среди них — знал ноты, умел правильно дуть. А это было уже немало для начинающего музыканта. Дядя Леня, как называли его подопечные, передал ребятам все, что знал сам. А знал он много, хотя и не был профессиональным музыкантом. Обладая прекрасными музыкальными данными, мог разложить на партии любое произведение, написать партитуру для каждого инструмента.
Работа в милиции отнимала много сил и времени. Благо, был он тогда еще молод, не женат, только получил квартиру. В его холостяцкой квартире не было ремонта, мебели, зато был проигрыватель, колонки и огромное количество пластинок. Он дал ребятам ключи и сказал: «Можете приходить и до десяти вечера слушать хорошую музыку».
«Перед выпускными экзаменами я запретил ребятам репетировать. Понимал, что надо серьезно готовиться к урокам, чтобы сдать экзамены. Впрочем, все пятеро, получив аттестаты, свое будущее мечтали связать с музыкой. Я понимал, что поступить в музыкальный вуз они не смогут, туда берут после музыкальной школы или музучилища. И я им посоветовал поступать в институт культуры. Ребятам нужно было хотя бы научиться, освоить основы игры на фортепиано, ведь им предстоит сдавать творческий экзамен. Со мной в ансамбле играл Леня Чен, его жена Ляна преподавала в музыкальном училище по классу фортепиано. Договорился, чтобы она помогла ребятам подготовиться. Все же поступили не все. Из всех пятерых в ленинградский институт культуры поступили Батыр и Вася Ким», — говорит Леонид.
Кстати, именно с ним советовался Батыр перед тем, как принял решение перевестись в алматинскую консерваторию. Для Леонида дружба с Батырханом значила много и стала одной из дорогих страниц его жизни. У них были теплые и доверительные отношения.
«Я не считаю себя учителем Батыра. Скорее всего, наставник, старший друг. По сути, из той школьной группы он один был мне особенно близок. Его ранний уход из жизни для меня большая трагедия и личная утрата», — завершил свой рассказ Леонид.
Жанна Балмаганбетова
Фото: с сайта фонда Батырхана Шукенова