Ход ревизии энергетических объектов и тепловых сетей республики рассмотрен на заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Алихана Смаилова. С докладами по данной тематике выступили министры энергетики — Болат Акчулаков, индустрии и инфраструктурного развития — Каирбек Ускенбаев. Аким Абайской области Нурлан Уранхаев доложил об обеспечении бесперебойной работы ТЭЦ-1 в Семее, о восстановлении горячего водоснабжения в Актау — аким Мангистауской области Нурлан Ногаев, о теплоснабжении жителей Караганды и работе ТЭЦ-2 в Темиртау — аким Карагандинской области Ермаганбет Булекпаев, о ситуации в Экибастузе и принимаемых мерах — аким Павлодарской области Асаин Байханов.
Как проинформировал министр энергетики Б. Акчулаков, ведомством проведен анализ по техническому состоянию 37 ТЭЦ. Так, в красную зону вошли 19 ТЭЦ, в желтую 11 ТЭЦ и в зеленую 7 ТЭЦ. При определении ТЭЦ по зонам риска учитывались 4 критерия:
Первое. Износ оборудования, средний показатель которого составляет 66%, при этом на износ ТЭЦ гг. Уральск, Степногорск, Тараз, Кызылорда, Кентау превышает 80%.
Второе. Количество технологического нарушений, по анализу которого было установлено, что по итогам 2021 г. наблюдается рост аварийных отключений на электростанциях на 5% по сравнению с 2020 г.
Третье. Срок эксплуатации. Средний срок эксплуатации ТЭЦ составляет 61 год. Около 76% ТЭЦ отработало более 50 лет.
Четвертое. Нехватка кадров в связи с низким уровнем заработной платы.
«Средняя заработная плата производственного персонала ТЭЦ Казахстана в 2021 году составила 224 100 тенге. Как известно на ТЭЦ затраты распределяются по тепловой и электрической энергии. В тарифах на тепловую энергию ТЭЦ предусматривается ежегодный 5% рост фонда оплаты труда. Министерство энергетики при рассмотрении предельных тарифов на электрическую энергию предусмотрел 15% рост заработной платы для персонала задействованного в выработке электрической энергии», — сообщил Б. Акчулаков.
В целях минимизации рисков при прохождении следующего ОЗП (осенне-зимний период) для ТЭЦ, находящихся в красной зоне, был определен объем проведения капитальных ремонтов основного оборудования, реконструкции, модернизации.
По предварительным данным, для выполнения вышеуказанных работ необходимо финансирование в объеме 182 млрд тг. Данный расчет проведен в рамках бенчмаркинга.
По словам министра энергетики, денежные средства, предусмотренные для ремонтов энергопроизводящих организаций с учетом утвержденных тарифов на электрическую и тепловую энергию, составляет 93 млрд тг.
На текущий момент доходы электростанций от реализации электрической и тепловой энергии в рамках утвержденных тарифов не покрывают расходы для выполнения полноценных ремонтов. Сумма недофинансирования составляет 88 млрд тг.
Для реализации вышеуказанных работ по 12 ТЭЦ, которые находятся в коммунальной и квазигосударственной собственности предлагается профинансировать из государственного бюджета, а по 22 частным ТЭЦ за счет собственника.
В реализацию Послания Главы государства от 1 сентября 2022 года прорабатывается вопрос принятия в 2023 году новой программы «Тариф в обмен на инвестиции». Обеспечения инвестиций в электрические станции позволит вовлечь существующие резервы самым быстрым и эффективным образом. Программа позволит реконструировать, модернизировать и расширить действующие активы энергопроизводящих организаций и тем самым повысить надежность работы энергосистемы и обеспечить исполнение снижения износа генерирующих мощностей на 15% к 2035 году.
Также Программа призвана:
привлечь в отрасль ежегодно до 400 млрд тг. инвестиций;
обеспечить встречными обязательствами участников рынка.
«Будут определены приоритетные проекты, требующие инвестиций на основании технического аудита станций, осуществляющим теплоснабжение и имеющим критический уровень износа», — подчеркнул Б. Акчулаков.
Кроме того требуется:
увеличение предельного тарифа на услугу по поддержанию готовности электрической мощности с 590 тыс. до 2 млн тг за МВт в месяц с последующим индексированием на уровень инфляции.
внесение изменений в законодательство по целевому использованию средств, получаемых от реализации услуги по поддержанию готовности электрической мощности и амортизационные отчисления, получаемые от реализации электрической и тепловой энергии в утвержденных предельных тарифах.
По словам министра энергетики, в настоящее время средний износ электрических сетей в Республике Казахстан составляет порядка 66%, при этом в Восточно-Казахстанской области 81%. Из-за этого в 2022 году в сравнении с 2021 годом увеличение количества технологических нарушений составило на 183 случая и на 7 случаев производственный травматизм.
«В связи с вышеизложенным, считаю необходимым принять следующие срочные системные меры, требующие решения на уровне местных исполнительных органов: обеспечение инженерной инфраструктурой ранее выделенных земельных участков, а также активизация работы по выявлению бесхозных электрических сетей и принятию их в коммунальную собственность с оформлением правоустанавливающих документов и дальнейшей передачей данных объектов на баланс энергопередающим организациям», — отметил Б. Акчулаков.
Вместе с тем, Министерство энергетики приступило к работе по проведению независимого технического аудита электрических станций страны. Проведение технического аудита осуществляется при технической помощи Всемирного банка. В рамках открытого конкурса на проведение первого этапа Технического аудита Всемирным банком был выбран консорциум компаний, включающий KPMG Индия, KPMG Казахстан и Acelerex Inc., локальным координатором проекта является АО «Казахстанский оператор рынка электрической энергии и мощности». Срок завершения Технического аудита запланирован на конец первого квартала 2023 года.
Также имеются договоренности со Всемирным банком по проведению второго этапа технического аудита состояния электрических сетей, в настоящее время согласуется техническое задание.
Итогами данной работы планируется получение Технического аудита энергопредприятий страны с применением наилучших мировых практик технического аудита и выдачей соответствующих рекомендаций по снижению физического износа, повышения надежности работы и безопасной эксплуатации энергооборудования.
Согласно Предпринимательского кодекса проверки субъектов проводятся на основании проверочных листов, в которых отражаются требования нормативных правовых актов. Однако, в проверочные листы не вошли требования по эксплуатации энергооборудования, изложенные в местных инструкциях по эксплуатации и инструкциях заводов-изготовителей, которые не относится к НПА. Данные требования являются обязательными для поддержания надлежащего технического состояния энергооборудования энергопредприятий и потребителей.
На основании вышеизложенного, Министерством были подготовлены поправки по усилению функции органа государственного энергетического надзора и был внесены в проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам теплоэнергетики и электроэнергетики». Также был проведен анализ регуляторного воздействия в части усиления государственного энергетического контроля.
Подходы Министерства энергетики по усилению энергетического контроля в части:
выведения за рамки Предпринимательского Кодекса с проведением энергетического контроля электрических станции, тепловых и электрических сетей,
осуществления контроля без применения критериев оценки степени риска и проверочных листов;
проверки станций, тепловых и электрических сетей ежегодно не более 4-х раз;
передачи от МИО контроль за магистральными тепловыми сетями в Комитет;
принудительного исполнения Предписаний в судебном порядке;
контроля по мере возникновения аварий и технологических нарушений;
проведения проверок ремонтных работ и исполнения инвестиционных соглашении;
увеличения штрафов в КоАП и наложение их на первых руководителей предприятии.
Также необходимо отметить то, что усиление государственного энергетического контроля не даст должного эффекта без увеличения штатной численности органа по государственному энергетическому контролю.
«В 20-ти территориальных департаментах Комитета атомного и энергетического надзора и контроля работают по 3 сотрудника – государственных технических инспекторов. Существующего состава государственных инспекторов недостаточно для полноценного и качественного контроля за эксплуатацией и безопасностью работы электроустановок объектов Республики Казахстан. На основании вышеизложенного, с учетом значительного объема работы, в целях недопущения потери государством контроля в области атомной энергии и электроэнергии предлагается увеличить штатную численность персонала территориальных департаментов Комитета», — резюмировал Б. Акчулаков.
В свою очередь министр индустрии и инфраструктурного развития К. Ускенбаев сообщил, что на сегодняшний день протяженность тепловых сетей в городах составляет 12,1 тыс. км, из них требует замены 6,7 тыс. км, средний износ — 55%. Необходимый объем инвестиций порядка 2,2 трлн тг.
По данным акиматов 83 субъекта естественных монополий оказывают услуги теплоснабжения в 74 городах, из них на балансе 61 коммунальное предприятие 10,2 тыс. км, на балансе 22 частных субъектов 1,9 тыс. км тепловых сетей.
«Износ сетей менее 50% в 45 городах, протяженностью 4,3 тыс. км, требует замены 1,4 тыс. км, обслуживают 52 субъектов естественных монополий. Износ сетей от 50% до 70% в 19 городах, протяженностью 5,9 тыс. км, требует замены 3,7 тыс. км, находятся на балансе 20 СЕМ. Износ сетей более 70% в 7 городах, протяженностью 1,9 тыс. км, находятся на балансе 7 субъектов, требует замены 1,6 тыс. км. По четырем субъектам в городах Риддер, Шемонаиха и Аркалык сети протяженностью 52 км превышают нормативный срок эксплуатации», — проинформировал К. Ускенбаев.
С 2015 по 2022 год в рамках государственной программы «Нұрлы жер» и «Нұрлы жол» по механизмам бюджетного кредита и субсидирования выделено порядка 295 млрд тг, построено и реконструировано 3 546 км. При этом, с 2020 года наблюдается низкая заинтересованность местных исполнительных органов в бюджетном кредитовании в связи с ограниченностью тарифов и убыточностью субъектов естественных монополий для обеспечения возвратности.
В этой связи, ведомством предлагается поэтапный подход по модернизации тепловых сетей.
Первый этап: с 2023 по 2030 годы предлагается заменить тепловые сети с износом более 70%, что составляет 1,6 тыс. км.
Второй этап: с 2030 по 2040 годы замена тепловых сетей с износом от 50 до 70%, что составляет 3,7 тыс. км.
«Тепловые сети с износом менее 50% предлагается заменить в рамках инвестиционных программ СЕМ», — уточнил министр индустрии и инфраструктурного развития.
По первому этапу рассматриваются 11 СЕМ по 10 городам, протяженностью сетей 1,9 тыс. км, из них требует замены – 1,6 тыс. км. Затраты составят порядка 538 млрд тг. В течение 7 лет предлагается ежегодно производить замену 225 км, на сумму 75 млрд тг через бюджетное кредитование с установлением соответствующего уровня тарифа.
По второму этапу рассматриваются 20 СЕМ по 19 городам, протяженностью сетей 5,9 тыс. км, из них, требует замены – 3,7 тыс. км. Затраты составят порядка 1,2 трлн тг.
«В течение 10 лет предлагается ежегодно производить замену 370 км. на сумму 122 млрд тг через бюджетное кредитование с установлением соответствующего уровня тарифа», — подчеркнул К. Ускенбаев.
На сегодня действуют три механизма финансирования реконструкции и строительства тепловых сетей:
Первый – бюджетный кредит, ставка вознаграждения – 0,01 % годовых, срок кредитования – до 20 лет, льготный период по выплате основного долга – 6 лет;
Второй – субсидирование через совместное финансирования с международными финансовыми институтами. 50% МФО и 50% субсидии из бюджета.
Третий – выделение целевых трансфертов в рамках бюджетной программы «Развитие моно и малых городов», где администратором является министерство национальной экономики.
Для государственных субъектов с недостаточной финансовой устойчивостью предлагается финансирование через целевые трансферты. Для улучшения состояния тепловых сетей акиматам необходимо:
утвердить план мероприятий в разрезе каждого субъекта с учетом уровня износа сетей теплоснабжения;
в срок до 1 июня 2023 года провести техническое обследование тепловых сетей;
в первом полугодии 2023 года завершить разработку ПСД для обеспечения СМР, запланированных в 2023 году;
до конца 2024 года завершить разработку ПСД по 1 этапу;
открыть бюджетную программу на целевые трансферты.
Также, для обеспечения доступности сведений и оперативного планирования развития сетей СЕМ необходимо вносить данные инженерной инфраструктуры и их технического состояния в систему градкадастра.
Аким Абайской области Нурлан Уранхаев сообщил, что централизованное теплоснабжение области Абай обеспечивается 44 теплоисточниками из которых: 4 мощностью более 100 Гкал/час и 40 мощностью менее 100 Гкал/час.
«Большинство теплоисточников области эксплуатируются более 35 лет, средний износ 44 теплоисточников составляет 46,17%. Средний износ 455,2 км тепловых сетей области составляет 63,8%. В том числе износ 315 км сетей города Семей 68%. Большая часть сетей города Семей эксплуатируются более 40 лет, а на правобережье города Семей сети построенные в 1963-1965 годах», — проинформировал аким региона.
В текущем году, в рамках подготовки к отопительному сезону в области были произведены ремонтные работы с реконструкцией 3,2 км сетей на сумму 585,6 млн тг и теплоисточников на сумму 1034,08 млн тг. Запланированные мероприятия были выполнены в полном объеме
Однако, ситуация по теплоснабжению города Семей остается критической. Если в отопительный сезон 2021-2022 года было зафиксировано 310 технологических нарушения, в том числе: 31 на тепловых источниках, 279 на тепловых сетях, то только за 2,5 месяца отопительного сезона 2022-2023 года произошло 168 технологических нарушений, в том числе: 25 на тепловых источниках, 143 технологических на тепловых сетях, что прогнозирует увеличение количество технологических нарушений в сравнении с предыдущим отопительным сезоном.
В связи с критичностью высокого износа тепловых источников и сетей, а также существующим дефицитом тепловой энергии с учетом перспективы роста города Семей, нами подготовлен комплексный план мероприятий реконструкции сетей и котельных, на реализацию которых просим поддержать финансирование из Республиканского бюджета в 2023 году в сумме 12,5 млрд тг.
Аким Мангистауской области Нурлан Ногаев сообщил, что ТОО «МАЭК» является основным жизнеобеспечивающим предприятием области. Единый энергокомплекс производит электрическую и тепловую энергию, питьевую, горячую и техническую воду.
В состав МАЭК входят две теплоэлектроцентрали (ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2), одна электростанция (ТЭС), завод приготовления дистиллята и промышленного тепло-водоснабжения.
«Основное оборудование предприятия введено в эксплуатацию в 1962-1990 годах, уровень износа составляет — 81%. С 2023 года предприятие перейдет в областную коммунальную собственность, после чего планируется провести технический аудит энергетических оборудований», — отметил Н. Ногаев.
В рамках модернизации предприятия планируется реализовать 6 проектов ориентировочной стоимостью 127,7 млрд тг. В том числе:
строительство 1 опреснительной установки (24,0 тыс. м3/сутки), по проекту разработана проектно-сметная документация, находится на рассмотрении государственной экспертизы, срок выхода январь 2023 года. Срок реализации – 2023-2024 годы;
строительство 1 парогазовой установки (139 МВт) планируется осуществить по индивидуальному инвестиционному тарифу на электроэнергию, 12 ноября текущего года заключено инвестиционное соглашение с Министерством энергетики РК. Срок реализации – 2024-2026 годы;
строительство 1 котельной (100 Гкал/час), модернизация 2 котлоагрегатов (377 Гкал/час) и 1 турбоагрегата (65 МВт), по проектам разрабатывается технико-экономическое обоснование, завершение — 2 квартал 2023 года. Сроки реализации – 2024-2028 годы.
Вместе с тем, в регионе очень актуальны вопросы реконструкции тепловых сетей города Актау. Износ тепловых сетей составляет 88% (общая протяженность 438 км, износ 386 км). Для решения этих проблем к 2026 году планируется поэтапно (5 зонах) провести работы по реконструкции тепловых сетей протяженностью 386 км в 25 микрорайонах города Актау на общую сумму 79 млрд тг.
«На сегодняшний день на 1 этапе проведены технические исследования состояния тепловых сетей 9 микрорайонов, разработана проектно-сметная документация на реконструкцию тепловых сетей 3 микрорайонов протяженностью 10,2 км, подана бюджетная заявка на финансирование в Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК на сумму 11,5 млрд тг. По 6 микрорайонам разрабатывается проектно-сметная документация, срок завершения 1 квартал 2023 года», — сказал аким Мангистауской области.
Также, поэтапно будут проведены работы по техническому обследованию и по разработке проектно-сметных документации на реконструкцию тепловых сетей оставшихся 16 микрорайонов.
В свою очередь аким Павлодарской области Асаин Байханов проинформировал, что на сегодня Экибастузская ТЭЦ работает в штатном режиме, тепловые параметры в норме. В работе находятся 6 котлов, 1 – в резерве, 3 – в ремонте.
Завершены работы по восстановлению подачи теплоснабжения в том числе и жилые дома частного сектора.
«Из-за разбалансировки системы отопления имеются жалобы на «недогрев». По ним ведутся работы по балансировке и регулировке температурных параметров. В круглосуточном режиме работает единый контакт-центр 109, где все поступающие обращения от жителей по «недогреву» в жилых домах немедленно передаются в специальную группу для обследования и принятия необходимых мер», — сказал А. Байханов.
С этой недели возобновили работу школ и детских садов в штатном режиме.
«Для обеспечения стабильного прохождения отопительного периода в области разработан оперативный план с определением наиболее уязвимых объектов. Все они взяты на особый контроль», — отметил аким региона.
Относительно недопущения повторения произошедшего работа ведется по нескольким направлениям:
Первое — сейчас на 3 котлах станции теплоснабжения ведутся ремонтные работы для обеспечения резерва мощностей до конца отопительного периода.
Второе — уже разработано техническое задание для проведения комплексного теплоэнергетического аудита всей системы теплоснабжения города Экибастуз.
Третье — акиматом совместно с акционерами Экибастузской ТЭЦ идет подготовка к предстоящим весенним и осенним гидравлическим испытаниям с заменой неисправной запорной арматуры,
Четвертое — начата разработка проектно-сметной документации для строительства новых и реконструкции старых сетей теплоснабжения, документацию планируется подготовить до середины марта следующего года.