Арман Кудабай, журналист, преподаватель КазНУ им. аль-Фараби:
«Я часто задаю вопрос студентам, особенно носящим модную ныне религиозную одежду: какого мазхаба придерживаются казахи? И большинство не может на него ответить. О чём это говорит? О том, что молодые люди, да и не только они, не видят разницы между различными религиозными школами и течениями. Более того, нередко такие вопросы воспринимаются как нападки на ислам, и я слышу в ответ: «мы все мусульмане!», «не трогайте наших братьев-мусульман!». Они не понимают, что такие течения, как ваххабизм и салафизм, не просто чужды нашим традициям и истории, но и привнесены извне. Отсюда, кстати, и достаточно нервозное восприятие любых попыток как-то ограничить ношение не только хиджабов, но и никабов (чёрные бурки с прорезями для глаз).
Получается, наша верующая молодёжь даже не осознаёт, что порой носит атрибуты других течений, причём довольно-таки радикальных. А это уже вопрос к религиозным лидерам. Ведётся ли в этом направлении работа, не довольствуемся ли мы мнимым спокойствием, что и где упускаем? Если же предположить, что молодежь всё-таки понимает, что делает, то тогда, согласитесь, это уже следствие недоработок в идеологической и воспитательной сферах.
Впрочем, я давно убедился, что молодые казахстанцы даже не знают, что Ходжа Ахмет Яссауи был не только нашим великим религиозным деятелем, выдающимся проповедником, внёсшим огромный вклад в распространение ислама в Центральной Азии, но и основателем суфизма. Кстати, многие выдающиеся поэты и учёные Востока были приверженцами этого течения. Но суфиев, на минуточку, довольно жестоко преследовали ИГИЛ в Ираке и Сирии, талибы в Афганистане… А ещё не все знают, что ханафитский мазхаб, которого придерживается наш ДУМК, сильно отличается от других мазхабов и течений ислама тем, что более гибок в вопросах обрядов и семейного права. Собственно, по причине своей лояльности он и стал самым распространённым среди всех религиозно-правовых школ и представлен не только в Казахстане, но и во всём огромном регионе Центральной Азии, на Кавказе и Ближнем Востоке.
Обратите внимание, что в тех странах, откуда к нам пришли радикальные течения, крайне негативно и пренебрежительно относятся к любым другим религиозным школам и традициям, там непозволительны никакие «вольности». Однако в работе со здешней аудиторией салафитские и ваххабитские эмиссары резко меняют тактику пропаганды. Они упирают на то, что продвигаемые ими «нормы» якобы исторически присутствовали на территории ЦА, являются чуть ли не исконной составляющей истории казахов. И ведь молодежь, по большей части, не знающая и не осознающая разницу между религиозными течениями, верит этому. Хотите убедиться? Попробуйте доказать молодому человеку, что казахи не носили чёрную чадру…
К сожалению, это касается не только религиозно настроенной молодёжи. Об этих различиях практически не знают ничего и те люди, которые не относят себя к глубоко верующим… В студенческом городке встречаю девочку, укутанную по самые глаза в чёрный платок (Сүйінші! Но сегодня это уже не новость). Из простого любопытства спрашиваю, с какого она факультета? Неожиданно довольно страстно на её защиту встаёт преподавательница. Из уст уважаемой наставницы звучат заезженные аргументы: мол, это личное право студентки. На мои попытки разъяснить хоть что-либо слышу, что я должен бы радоваться, что наша молодежь возвращается к своим истокам…
Какие-то меры по контролю за ношением религиозной одежды, думаю, нужны, как и соответствующие дополнения в закон. Но эффективно выправить ситуацию может только правильно налаженная работа по повышению религиозной грамотности населения. Ни в коем случае нельзя привлекать к этой работе неспециалистов. Тут жизненно важно активное участие ДУМК.
Стоит напомнить, что, согласно законам РК, религиозная пропаганда в стенах вузов и школ запрещена. Давно пора прекратить практику «свободных» бесед учителей и учащихся по вопросам религии, не касающихся непосредственно темы урока. Хорошо, если наставник попросту заполняет время по причине своей неготовности к занятию, хуже, если, не владея необходимыми компетенциями, он даёт неверные установки детям. Кроме того, лекции и уроки религиоведения не должны превращаться в восхваление какой-то одной конфессии или течения. У преподавателей совсем другие задачи, в том числе разъяснение особенностей разных религиозных школ…»