В Almaty Theatre состоялся необычный концерт с элементами театральной постановки «Паганини». Артист театра Рауф Хабибуллин и скрипач-виртуоз Роман Ким под звуки симфонического оркестра рассказали о загадочной жизни, творчестве и душевных муках скрипача Никколо Паганини.
Его талант, новаторство и бунтарский характер будоражили общественность при жизни и после смерти. Сценический образ, виртуозное владение скрипкой, эксперименты с инструментом и звуком доводили публику до безумия. Он мог играть на одной струне и при этом извлекать такие звуки, что после его концертов его называли скрипачом дьявола. У него было много завистников, его любили женщины, ненавидели музыканты, а церковь запретила его хоронить.
«О
н оставил после себя немало тайн, и не все до конца понимают, что за личность был Никколо Паганини. Как музыкант я не мог пройти мимо этой фигуры, и мы с командой решили представить, каким он мог быть человеком в жизни. Мы перелопатили немало документов, статей, посмотрели фильмов и составили наш собственный вариант видения личности Паганини», — говорит организатор проекта Таир Каримов.
Благодаря игре актера Рауфа Хабибуллина и музыке скрипача Романа Кима зрители перенеслись в XIX век, пережили с главным героем трудности восхождения на олимп всемирной славы, а также все муки и страдания, что вставали на его пути.
«Этот проект – путешествие в эпоху Паганини, через музыку и театр. По словам самого Никколо, его научили сочинять музыку внутренним слухом. Задача Рауфа была на время спектакля перевоплотиться в Паганини и передать все эмоции гения зрителям. Для меня этот проект ценен тем, что дал возможность еще раз проникнуть в историю этого неординарного музыканта и услышать великолепное исполнения Романа Кима. Надеюсь, этот необычный жанр подачи материала будет у нас развиваться», — отметила режиссер проекта «Паганини» Наталья Дубс.
Формат представления был необычный, но в том его и прелесть. Ведь и сам Никколо был не менее странным человеком и музыкантом. Поэтому на его музыкальную роль пригласили известного скрипача Романа Кима из Германии. Именно его называют современным Паганини.
«У меня был похожий опыт с поэтом. В Германии мы сделали такой дуэт: я играл, поэт читал стихи. С актером выступать на одной сцене не приходилось. С детства играю Паганини. Прочитал все его письма. Он новатор, экспериментатор, у него было много идей. Мне очень интересны его мысли, и каждый раз я открываю его по-новому для себя. Он хотел выйти за рамки и при помощи одного инструмента выразить всю Вселенную. Ему это удалось!» — рассказывает Роман.
«Мы остановили свой выбор на Романе, потому что он уникальный музыкант, скрипач, изобретатель. На мой взгляд, достойно продолжает творчество великого Паганини. Я не знаю ни одного скрипача, который сделал приложение струнного квартета для одной скрипки и сам сыграл это. Более того, Роман сделал приложение пятой симфонии Бетховена для одной скрипки. Это феноменальная работа. Он так же, как Паганини, показывает Вселенную с помощью одного инструмента», — продолжает Таир Каримов.
Роман Ким занимается скрипкой с пяти лет. Он родом из Балхаша. Сегодня скрипача-виртуоза знают по всему миру. Он изобретатель новых приемов игры на скрипке и различных музыкальных аксессуаров. Например, он построил машину для струн и мечтает открыть компанию по их продажи. Пишет сам музыку, что редкость среди скрипачей, а еще выступает в специальных призматических очках.
«Это мое ноу-хау, которое помогает мне больше концентрироваться на игре. Благодаря очкам я могу глубже уйти в себя и вытащить больше эмоций для людей. На классическом концерте важно не то, как ты выглядишь, а как люди слышат музыку», — отметил музыкант.
Автору сценария Ольге Катышевой удалось собрать образ Паганини, а актеру — передать драму гения и человека, живущего на грани. Загадочность и неукротимость характера маэстро, его страсть к музыке, женщинам и жизни Рауф искусно воплотил в мимике и жестах. Порой казалось, что дух музыканта вселился в актера, настолько он правдоподобно играл.
«Для меня это ответственный вызов, потому что Паганини был сложной и противоречивой личностью. Его жизнь окутана слухами и мифами, которые люди приписывали ему, но и сам Никколо любил подливать масло в огонь. Да, его называли скрипачом дьявола, но если вы слушали его музыку, то там только свет. Недаром Франц Шуберт писал: «Я слышу в Адажио песню ангела». Было непросто экспрессом пропустить через себя все этапы жизни великого скрипача, его травматические моменты, любовные, драматические ситуации, восхождение на Олимп, его путешествия. Церковь хотела его сломать, но он остался верен себе и своей внутренней свободе. Врач Паганини писал, что его тело настроилось на скрипку таким образом, что стало продолжением инструмента», — рассказывает актер Рауф Хабибуллин.
Не только музыка переносила зрителей в моменты жизни маэстро, но и костюмы той эпохи, мастерски созданные художником по костюмам Любовью Возжениковой. За полтора часа представления Рауф переоделся, наверное, раз шесть или семь.
Спектакль, сотканный из прекрасной музыки Паганини, в исполнении симфонического оркестра под руководством дирижера Каната Омарова, скрипача-виртуоза Романа Кима и актера Рауфа Хабибуллина не оставил никого равнодушным. Да, мнения разделились по поводу подачи материала, но это нормально. Когда стихла музыка, зал в едином порыве поднялся, чтобы подарить участникам спектакля оглушительные овации. Роман не смог устоять от такого горячего приема и сыграл на бис.
«Давно не был в Казахстане. Я родом из Балхаша, потом мы жили в Караганде, затем я учился в Москве и теперь живу в Германии. Приятно, что на родине меня так принимают. Я выступал в Нур-Султане, а вот сольного концерта в Алматы у меня не было. Надеюсь восполнить этот пробел», — отметил скрипач.
Надежда Пляскина, фото Елены Петровой, Алматы