По итогам национального рейтинга лучших вузов Казахстана 2023 года, проводимого Независимым агентством по обеспечению качества в образовании (НАОКО), Южно-Казахстанский университет им. М.Ауэзова занял почетное 2 место.
Мы решили узнать, что это за рейтинг, чем отличился университет и поговорили с руководством ВУЗа.
Как выяснилось, начиная с 2008 года Независимое агентство по обеспечению качества в образовании – Рейтинг (IQAA-Ranking) публикует результаты рейтинга лучших высших учебных заведений Казахстана, который основан на международных стандартах ранжирования высших учебных заведений.
В настоящее время Южно-Казахстанский университет Мухтара Ауэзова активно участвует в 8-ми международных и 2-х национальных рейтингах.
«В НАОКО наш вуз участвует в институциональном рейтинге среди многопрофильных вузов, а образовательные программы участвуют в рейтинге высших учебных заведений Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен». Методика НАОКО на сегодня с небольшими изменениями осталась прежней. Во-первых, эксперты агентства изучают академические ресурсы вузов, и отбирают информацию о качественном составе студентов и преподавателей, материальной обеспеченности, уровне проведения научных исследований, результатах учебных достижений и так далее. Во-вторых, учитывается оценка, которую выставляют выпускникам вузов работодатели и выпускники», — рассказывает Гульнара Есжанова, руководитель отдела по работе с рейтингами ЮКУ им. М. Ауэзова.
Методология расчета институционального рейтинга базируется на 5 составляющих:
1. Академическая деятельность вуза. Данные агентства, которые перепроверяются различными методами; часть информации запрашивается IQAA из источников, не связанных с вузом;
2. Экспертная оценка качества деятельности вузов. Экспертный пул определяется Агентством.
3. Оценка деятельности вузов на основе проведения социологического опроса работодателей и государственных органов.
4. Оценка деятельности вузов на основе проведения социологического опроса студентов. По результатам анкеты определяется репутация вуза «глазами студентов».
5. Оценка деятельности вузов на основе проведения социологического опроса выпускников. По результатам анкеты определяется репутация вуза, в частности по уровню профессиональной подготовки кадров и результатам трудоустройства, по мнению выпускников.
В рамках исследования агентство проводило анкетирование, в котором приняли участие 700 представителей государственных органов и частного сектора, 500 академических экспертов и более 1 000 студентов и выпускников вузов.
Мы решили спросить о самой подготовки к оцениванию независимого агентства.
«Особое внимание уделяется тем направлениям, где имеется спад, вносятся коррективы в стратегию вуза. В результате, в течение 12 лет наш университет занимал 3-ю позицию, и 2-ой год подряд занимает 2-ую строчку в рейтинге. Департамент стратегического развития вуза ежегодно проводит SWOT-анализ внешней и внутренней среды вуза (оценка сильных и слабых сторон, возможностей вуза на рынке образовательных услуг и угроз развитию вуза), который включается в ежегодный отчет Председателя Правления-ректора: «Итоги учебного года и задачи коллектива университета на новый учебный год» и рассматривается на Ученом Совете вуза», — рассказывает спикер.
В топ-5 национального рейтинга опрофильных вузов вошли следующие вузы:
1. Казахский национальный университет имени аль-Фараби
2. Южно-Казахстанский университет имени М. Ауэзова
3. Восточно-Казахстанский университет имени С. Аманжолова
4. Казахский национальный педагогический университет имени Абая
5. Каспийский университет технологии и инжиниринга имени Ш. Есенова
«Мы считаем, что рейтинги – это не самоцель, мы должны определить для себя и видить свои слабые и сильные стороны, что мы не доработали, где мы идем впереди других вузов, конечно, исходя из той методикики, которая применяется при их составлении.Одним словом, улучшение позиций в рейтингах является следствием развития университета, а не его причиной. Вузы должны в рамках своих Программ развития обеспечивать, прежде всего, подготовку конкурентных кадров для национальной экономики», — уверена руководитель отдела по работе с рейтингами ЮКУ им. М. Ауэзова Гульнара Есжанова.
Присоединение Казахстана к Болонскому процессу в 2010 году положило начало выходу казахстанских ВУЗов на мировой рынок образовательных услуг, где им предстояло конкурировать с зарубежными университетами.