Согласно результатам исследований Центра экологической политики и права при Йельском университете, Казахстан нельзя назвать страной, которая показывает выдающиеся успехи в управлении экологическими процессами, передает energyprom.kz. В прошлом году по индексу экологической эффективности (EPI) РК заняла 93-е место из 180. Это низкий результат в сравнении с развитыми западными странами, где политические и экономические усилия, направленные на решение экологических проблем, более эффективны.
Индекс EPI — сборный показатель, состоящий из 40 различных индикаторов в разных сферах экологии (чистота воды, воздуха, биоразнообразие и т. д.). В рамках этого материала мы рассмотрим только два индикатора — коэффициент сбора и обработки твёрдых бытовых отходов (ТБО) и коммерческих отходов, а также коэффициент ресайклинга. Если по первому наша страна занимает 88-е место, то по уровню переработки мусора — 175-ю строчку. В деле переработки ТБО мы отстаём не только от развитых стран, но и от соседей по ЕАЭС и государств ЦА. Аналитики Йельского университета указывают, что коэффициент ресайклинга отходов в Казахстане в прошлом году был равен 3,8, в то время как максимальный достигнутый в мире коэффициент составил 67,1.
Результаты исследований этого американского университета объективно показывают только уровень эффективности политики в сфере экологии и позволяют сравнивать страны между собой. Соотносить эти данные с национальными показателями нельзя из-за разницы в методологии. Казахстан использует обобщённый показатель сортировки и переработки ТБО — долю от образованных отходов (без учёта исторических загрязнений). Обобщение двух этапов — сортировки и переработки — не даёт чёткого представления о том, какой объём отсортированного мусора переработан в готовый продукт или продан на экспорт. Ведь мусор, вышедший как утиль после сортировки, тоже входит в общий показатель, хотя в дальнейшем подвергается захоронению так же, как и несортированные отходы.
В 2022 году доля отбора и переработки ТБО в РК составила 25,4%, увеличившись за год всего на два процентных пункта. По информации Министерства экологии и природных ресурсов РК (МЭПР), из 4,3 млн тонн мусора в прошлом году через сортировочную ленту или мусороперерабатывающий завод прошли только 1,1 млн тонн. Такая же динамика наблюдалась и в ресайклинге в промышленности. В прошлом году лишь 40% промышленных отходов было переработано или утилизировано.
Согласно данным национального проекта «Зелёный Казахстан», примерно такой динамики — в 3%-4% — ожидают от реализации экопрограмм в сфере переработки ТБО специалисты МЭПР в ближайшие два с половиной года. Если все задуманные планы к концу этого года будут реализованы, то к 2024-му уровень сортировки и переработки мусора должен составить 27%, а промышленных отходов — 42%, в декабре же 2025 года — 34% и 46% соответственно.
Информация по сортировке и переработке за 2022 год в региональном разрезе даёт понимание, что ситуация с ресайклингом в областях и мегаполисах очень разная. В лидерах Астана, где доля сортировки и переработки в прошлом году составила 75,2%. Такого результата столице удалось достичь за счёт тандема экополигона и крупнейшего в стране мусороперерабатывающего завода ТОО «Astana Recycling Plant». И хотя в силу объективных причин сортировка мусора на предприятии всё ещё производится вручную, тем не менее компания извлекает из огромной кучи бытовых отходов ценное вторсырьё (пластик, алюминиевые банки, стекло и картон) и отправляет его на переработку. Например, из пластика делают специальные гранулы — основу для новых изделий (труб, вёдер и т. д.), бумагу и картон отправляют на переработку для создания новой тары.
В число регионов с большой долей сортировки и переработки также попала Карагандинская область, где 54,6% отходов доходят до сортировочной ленты. В категорию регионов со средней долей переработки вошли Атырауская (27,5%), Мангистауская (32,1%) и Павлодарская (27,3%) области, а также Шымкент (30,3%).
Большая часть регионов отчиталась по итогам прошлого года с показателями ниже республиканского уровня. В 2022 году 14 регионов так и не достигли планки в 25,4%. Минимальные доли — у Улытауской (0,1%) и Абайской (1,6%) областей, что можно объяснить концентрацией процесса ресайклинга в областных центрах и низкой вовлечённостью в процесс раздельного сбора в районах. Это сразу стало заметно после административного отделения этих регионов от Восточно-Казахстанской и Карагандинской областей.
Согласно ст. 351 Экологического кодекса РК, именно акиматы должны организовать мероприятия по стимулированию уменьшения объёмов захоронения отходов. В таблице видно, как разнится этот процесс в регионах. Например, в ВКО раздельный сбор мусора организован только в 2 из 11 районов, а в Туркестанской области — сразу во всех 17.
Несмотря на то, что основным организатором процессов должны выступать местные исполнительные органы, бизнес по сбору, сортировке, переработке и захоронению ТБО в большинстве регионов находится в руках частников. Это следует из анализа рынка специалистами Агентства по защите конкуренции РК. В документе указывается, что лишь в 4,5% из общего количества предприятий по сбору и вывозу ТБО есть доля государства. Удельный вес госкомпаний по захоронению мусора на полигонах чуть выше (9%), а доля государства в сортировке составляет 10%.
По итогам исследования эксперты агентства пришли к выводу, что этот рынок высококонцентрирован и зайти на него новым участникам сложно. Этому препятствуют несколько административных и экономических барьеров. Во-первых, завышенные требования акиматов и сложная процедура получения земельного участка под полигон ТБО. Во-вторых, это дорогой в плане инвестиций бизнес. Нужно сразу потратить существенную сумму на закупку машин и оборудования, а окупятся вложения нескоро. В-третьих, слабая экономика этого бизнеса увязана с социальной стороной вопроса — ведь рост затрат и инвестиций должен предполагать рост тарифов на услуги. А этот процесс, с учётом сложившейся практики сдерживания коммунальных тарифов со стороны государства, быстро не происходит.