15 частных предпринимателей из Уральска собрались сегодня у здания областного акимата. Собравшиеся выразили недовольство компанией, которая, по их словам, обманула людей, не выплатив деньги за оказанные услуги и поставленный товар, и властью, допустившей получение крупного тендера неблагонадежной компанией, передает корреспондент Elitar.kz.
Предприниматели утверждают, что в 2020 году НК «КазАвтоЖол» разыграла тендер на капремонт участка трассы «Казталовка — Жанибек — граница РФ», с 53-го по 95-й километр. «КазАвтоЖол» выбрал подрядчиком квазигосударственную компанию «Темир ЖолЖондеу». Та, в свою очередь, заключила прямой контракт с компанией ADF stroy, которая и привлекла для работ местных предпринимателей, но не рассчиталась с ними.
По словам владельца ИП «Кайрсапа» Болата Кайырсапа, он сдавал в аренду технику для компании ADF stroy, и за время ее эксплуатации фирма не выплатила ему 32 млн тенге. Общая сумма долга перед всеми предпринимателями – 236 млн тенге.
«С 2020 года мы работали с «КазАвтоДором» по капитальному ремонту трассы «Казталовка — Жанибек — граница РФ». ADF stroy наняла нас как субподрядные организации по поставкам ГСМ, аренды техники и предоставления питания. Мы свою работу выполнили, у нас есть все акты выполненных работ, но деньги так и не получили», — говорит Болат Кайырсапа.
По словам бизнесмена, они писали письма в адрес самой ADF stroy, в адрес НК «КазАвтоЖол» и в акимат ЗКО, однако результата нет по сей день.
«С 2021 года чиновники стали говорить нам, что ADF stroy неликвидная, не справилась с подрядом. Да, мы все понимаем, но почему же изначально нельзя было проверить ее на финансовую устойчивость?! Разве можно доверять государственные деньги ненадежным подрядчикам? Мы уже ничему не верим, а в ADF stroy, в «КазАвтоЖол» и в акимате говорят о каких-то гарантиях оплаты», — возмущается собеседник.
Как он рассказал, прошло уже два года, а их обещания как были, так и остались пустыми словами.
«В акимате нас направляют в суд, переводят наш конфликт в область гражданско-правовых отношений. Но какой смысл судиться, если у этой компании нет имущества и с них нечего взять?», — вопрошает предприниматель.
По его словам, субподрядная организация остановила работы и ничего не строит на объекте. В социальных сетях распространяются видеоролики о том, как на трассе «Казталовка — Жанибек — граница РФ» техника застревает в грязи.
«В «Темир Жондеу Сервис» в свое время нам давали рекомендацию работать с этой компанией. Они гарантировали, что работа с ними надежна. Но в итоге прошло два года: мало того, что ничего не сделано – из 42 км дороги построено 4,8 км, – так еще и людей оставили без денег. Я поставляла питание рабочим на объект, все за свой счет, приходилось брать кредит, чтобы платить зарплату. В такой тяжелый момент, во время пандемии, приходилось выкручиваться», — сказала директор ТОО «Жайыкснаб» Альфия Сисенгалиева.
По ее утверждению, к коллегам приходили водители и говорили, что повесятся, потому что им не на что жить.
«Власти совсем не следят ни за чем, не защищают нас», — говорит Альфия.
Заместитель акима Западно-Казахстанской области Темирхан Мендыгалиев сообщил, что посодействует разбирательствам с НК «КазАвтоДор». Однако подчеркнул, что у акимата в этой ситуации нет полномочий.
«Мы не имеем права привлекать прокуратуру и как-либо влезать в деятельность частной компании. Как представитель акимата я могу лишь просить «КазАвтоЖол», чтобы там оказали содействие. Всем субподрядным организациям нужно обратиться в суд и в гражданском порядке взыскивать долги», — заключил Темирхан Мендыгалиев.
Акмарал Лонькина, Уральск