КАЦмическая музыка: в Алматы впервые выступил гениальный французский дирижер

Теги:
500

Известный музыкант и маэстро Миша Кац приехал в Алматы, на IV международный фестиваль камерной музыки «Camerata Tempo», приуроченный к 25-летию творчества оркестра «Камерата Казахстана». Вместе с обладателем уникального сочетания голосов — баритона и контратенора, заслуженным артистом Азербайджанской Республики Ильхамом Назаровым они зажгли на сцене Казахской национальной консерватории им. Курмангазы.

Прославленный коллектив «Камерата Казахстана» появился на музыкальном небосводе благодаря народной артистке РК, скрипачке Гаухар Мурзабековой в 1997 году. Сегодня это яркий и узнаваемый бренд не только на родине, но и за рубежом.

«Если смотреть в разрезе человеческой жизни, то 25 лет – это молодой человек, у которого жизнь только начинается. Для камерного оркестра это большой, серьезный этап. Самое сложное — не только создать коллектив, но и сделать так, чтобы он жил, творил долгие годы, как мы. Все эти 25 лет я испытываю огромное счастье оттого, что мы занимаемся любимым делом – музыкой. Благодарю акимат города за поддержку и возможность провести фестиваль», — отметила Гаухар Мурзабекова.

На открытии фестиваля был аншлаг. Еще бы! К нам приехал сам Миша Кац. До начала концерта маэстро пообщался с журналистами и рассказал, почему принял приглашение приехать в Алматы.

— С Гаухарочкой (Гаухар Мурзабековой) мы знакомы со времен учебы в московской консерватории. Она уже тогда была одной из самых талантливых скрипачек, а еще жила в одной комнате с моей будущей женой Аниточкой, — поведал Михаил Леонидович. — Мы общались, но не виделись более 40 лет. Я рад, что Гаухар создала здесь такой великолепный оркестр, с которым мне посчастливилось работать. Когда она пригласила меня на фестиваль, я сразу согласился. Хотя после долгого перелета была мысль, зачем я ввязался в это дело. Сейчас понимаю, зачем и почему.

— Почему?

— Чтобы подирижировать одним из лучших оркестров — «Камерата Казахстана»!

— У вас было два дня на репетиции. Как вам работалось с нашими музыкантами?

— Была проделана кровавая работа. Я дирижировал сотни оркестров и могу сказать, что не с каждым бы взялся сделать ту программу, которую вы услышите на открытии, за два дня. Камерный струнный оркестр — это самый сложный механизм, почти как швейцарские часы. Одна пылинка может уничтожить самые фантастические часы. Было непросто. Мы работали, как таксисты в Нью-Йорке в час пик: стоп-гоу, стоп-гоу. Такую работу я делаю редко, потому что мало кто может выполнить мои требования. С «Камерата Казахстана» мне было легко. С другим оркестром я не смог бы поднять эту программу на такой эстетический и музыкальный уровень. У меня был замечательный фундамент, который заложила Гаухар Мурзабекова, на котором я смог строить дом. Это первый случай в моей жизни, когда я говорю на языке музыки, на моем любимом языке, и музыканты меня понимают. Это не комплемент приглашенного дирижера. У меня невыносимый характер, и если мне не нравится, не молчу.

— По какому принципу вы составляли программу концерта?

— Мы с Гаухарочкой долго ее рожали (улыбается). Рад, что у нас получилась радуга, в которой тысячи цветов, красок, настроений, там глубина, там шутки. Программа построена на миниатюрах. Самое сложное — играть маленькие вещи, в которых нужно сказать все и каждая нота должна говорить и проникать в душу и сердце зрителя.

— Вы приехали к нам из Франции. Сколько лет вы живете там?

— Сорок лет. Я родился в Ростове-на-Дону в музыкальной семье. Дедушка играл в одесской опере на фаготе, папа был дирижером, мама – пианисткой, брат – скрипач, я сам играл на виолончели. В 1983 году переехал жить во Францию и счастлив, что сделал это.

— Дирижерскую палочку вам отец по наследству передал?

— Отец учил меня дирижировать, но я уверен, что быть дирижером – это дар божий. Можно учиться у многих мастеров мира, но не стать дирижером, а можете спуститься с гор, взять палочку и дирижировать. Мой педагог, Леонард Бернстайн, сказал однажды: «Миша, ты ни на кого не похож. Не отказывайся от своей индивидуальности». Что я и делаю на протяжении всей жизни.

К сожалению, сейчас многие музыканты занимаются не своим делом, поэтому часто концерты скучные.

— Вы первый раз в Алматы?

— Да. Мне очень понравилось. Ощущение, что еще немного — и я увижу свой любимый лазурный берег где-нибудь за поворотом. Гаухарочка создала все условия, чтобы нам было у вас уютно и тепло.

Музыканты оркестра «Камерата Казахстана» заняли свои места и вышел он… Высокий, статный, с растрепанной шевелюрой и характерным крючковатым носом, Миша Кац сразу покорил алматинскую публику. А когда он начал дирижировать, зал впал в магическое состояние.

Казалось, музыка ожила, и превратилась в некий сгусток переживаний, страстей, любви, и льется прямо в сердце.

Зрители, завороженные, наблюдали за тем, как маэстро двигается по сцене и буквально контактирует эмоционально с каждым музыкантом. Он пританцовывал, заглядывал в глаза и жил вместе с этой музыкой на сцене. Он стал самой Музыкой.

«Паганини без скрипки», «Сумасшедший профессор», «Фееричный шаман» — и это далеко не полный список того, как поклонники называют Мишу Кац. Он не обижается. У маэстро великолепное чувство юмора, как и положено еврею.

Во время концерта у кого-то из зрителей зазвонил телефон.

— Я занят! – крикнул Миша, продолжая дирижировать.

Музыканты «Камерата Казахстана» в этот вечер играли просто божественно. Публика дважды вызывала Мишу и оркестр на бис. Было видно, что он устал, выложился уже на все 150 процентов, но не мог отказать зрителям.

Когда смолкли последние звуки, Миша Кац поблагодарил публику за теплый и радушный прием.

«Считаю, что название «Камерата Казахстана» неправильное. Я для себя имею другое название — «Жемчужина Казахстана». Сегодня вы услышали действительно настоящее чудо в исполнении музыкантов этого коллектива и меня. Желаю «Камерате» процветания. Вы можете гордиться, что в вашем городе живет музыкант Гаухар Мурзабекова с большой буквы М и Человек с большой буквы Ч», — сказал маэстро.

Интересные факты

*Маэстро не называет себя Михаилом, потому что считает, что для публики он Миша. Так его звали в детстве, так звали в семье. Он всегда отвечает, что одного Михаила — Архангела — достаточно, два — это уже многовато, и для двоих просто места не хватит.

* Он не любит, когда его называют дирижером, потому что считает, что это ограниченно — отмахивать такты и показывать кому и когда вступать.

* С 1997 же года выступает с различными оркестрами Европы и Америки. Дирижировал в самых престижных симфонических залах мира – Плейель (Париж), Алье Опера (Франкфурт), Вигмор Холл (Лондон), Музеум (Тель-Авив), Большой зал консерватории имени П. Чайковского (Москва), Театр Мануэль (Мальта), Концертгебау (Амстердам), Кливленд (США)

* Обладатель Золотой Меноры международной организации Бней-Брит (2005), французской Золотой медали за заслуги и преданность (2008), медали ЮНЕСКО «Пять континентов» (2013), Золотой медали Всемирной лиги общественного благосостояния (2013), медали имени Соломона Михоэлса (2014).

* В 2013 году Миша Кац стал соучредителем проекта «Культура без границ» под эгидой ЮНЕСКО. С 2016 года — артистический директор Международного музыкального фестиваля в Каннах.

Надежда Пляскина, фото Николая Постникова и автора, Алматы

Предыдущая запись
​Ресейлік нөмірмен жүрген шымкенттік жүргізуші айласын асырамын деп оңбай ұсталды
Следующая запись
Бизнесмен Қайрат Боранбаевты қамауда ұстау мерзімі тағы да ұзартылды

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Видео

Қала әкімнің біріңғай қабылдауы жаңа форматқа көшті

Новость дня

Популярное среди читателей

Колонки редакторов

Все теги

Меню