Известный музыкант и маэстро Миша Кац приехал в Алматы, на IV международный фестиваль камерной музыки «Camerata Tempo», приуроченный к 25-летию творчества оркестра «Камерата Казахстана». Вместе с обладателем уникального сочетания голосов — баритона и контратенора, заслуженным артистом Азербайджанской Республики Ильхамом Назаровым они зажгли на сцене Казахской национальной консерватории им. Курмангазы.
Прославленный коллектив «Камерата Казахстана» появился на музыкальном небосводе благодаря народной артистке РК, скрипачке Гаухар Мурзабековой в 1997 году. Сегодня это яркий и узнаваемый бренд не только на родине, но и за рубежом.
«Если смотреть в разрезе человеческой жизни, то 25 лет – это молодой человек, у которого жизнь только начинается. Для камерного оркестра это большой, серьезный этап. Самое сложное — не только создать коллектив, но и сделать так, чтобы он жил, творил долгие годы, как мы. Все эти 25 лет я испытываю огромное счастье оттого, что мы занимаемся любимым делом – музыкой. Благодарю акимат города за поддержку и возможность провести фестиваль», — отметила Гаухар Мурзабекова.
На открытии фестиваля был аншлаг. Еще бы! К нам приехал сам Миша Кац. До начала концерта маэстро пообщался с журналистами и рассказал, почему принял приглашение приехать в Алматы.
— С Гаухарочкой (Гаухар Мурзабековой) мы знакомы со времен учебы в московской консерватории. Она уже тогда была одной из самых талантливых скрипачек, а еще жила в одной комнате с моей будущей женой Аниточкой, — поведал Михаил Леонидович. — Мы общались, но не виделись более 40 лет. Я рад, что Гаухар создала здесь такой великолепный оркестр, с которым мне посчастливилось работать. Когда она пригласила меня на фестиваль, я сразу согласился. Хотя после долгого перелета была мысль, зачем я ввязался в это дело. Сейчас понимаю, зачем и почему.
— Почему?
— Чтобы подирижировать одним из лучших оркестров — «Камерата Казахстана»!
— У вас было два дня на репетиции. Как вам работалось с нашими музыкантами?
— Была проделана кровавая работа. Я дирижировал сотни оркестров и могу сказать, что не с каждым бы взялся сделать ту программу, которую вы услышите на открытии, за два дня. Камерный струнный оркестр — это самый сложный механизм, почти как швейцарские часы. Одна пылинка может уничтожить самые фантастические часы. Было непросто. Мы работали, как таксисты в Нью-Йорке в час пик: стоп-гоу, стоп-гоу. Такую работу я делаю редко, потому что мало кто может выполнить мои требования. С «Камерата Казахстана» мне было легко. С другим оркестром я не смог бы поднять эту программу на такой эстетический и музыкальный уровень. У меня был замечательный фундамент, который заложила Гаухар Мурзабекова, на котором я смог строить дом. Это первый случай в моей жизни, когда я говорю на языке музыки, на моем любимом языке, и музыканты меня понимают. Это не комплемент приглашенного дирижера. У меня невыносимый характер, и если мне не нравится, не молчу.
— По какому принципу вы составляли программу концерта?
— Мы с Гаухарочкой долго ее рожали (улыбается). Рад, что у нас получилась радуга, в которой тысячи цветов, красок, настроений, там глубина, там шутки. Программа построена на миниатюрах. Самое сложное — играть маленькие вещи, в которых нужно сказать все и каждая нота должна говорить и проникать в душу и сердце зрителя.
— Вы приехали к нам из Франции. Сколько лет вы живете там?
— Сорок лет. Я родился в Ростове-на-Дону в музыкальной семье. Дедушка играл в одесской опере на фаготе, папа был дирижером, мама – пианисткой, брат – скрипач, я сам играл на виолончели. В 1983 году переехал жить во Францию и счастлив, что сделал это.
— Дирижерскую палочку вам отец по наследству передал?
— Отец учил меня дирижировать, но я уверен, что быть дирижером – это дар божий. Можно учиться у многих мастеров мира, но не стать дирижером, а можете спуститься с гор, взять палочку и дирижировать. Мой педагог, Леонард Бернстайн, сказал однажды: «Миша, ты ни на кого не похож. Не отказывайся от своей индивидуальности». Что я и делаю на протяжении всей жизни.
К сожалению, сейчас многие музыканты занимаются не своим делом, поэтому часто концерты скучные.
— Вы первый раз в Алматы?
— Да. Мне очень понравилось. Ощущение, что еще немного — и я увижу свой любимый лазурный берег где-нибудь за поворотом. Гаухарочка создала все условия, чтобы нам было у вас уютно и тепло.
Музыканты оркестра «Камерата Казахстана» заняли свои места и вышел он… Высокий, статный, с растрепанной шевелюрой и характерным крючковатым носом, Миша Кац сразу покорил алматинскую публику. А когда он начал дирижировать, зал впал в магическое состояние.
Казалось, музыка ожила, и превратилась в некий сгусток переживаний, страстей, любви, и льется прямо в сердце.
Зрители, завороженные, наблюдали за тем, как маэстро двигается по сцене и буквально контактирует эмоционально с каждым музыкантом. Он пританцовывал, заглядывал в глаза и жил вместе с этой музыкой на сцене. Он стал самой Музыкой.
«Паганини без скрипки», «Сумасшедший профессор», «Фееричный шаман» — и это далеко не полный список того, как поклонники называют Мишу Кац. Он не обижается. У маэстро великолепное чувство юмора, как и положено еврею.
Во время концерта у кого-то из зрителей зазвонил телефон.
— Я занят! – крикнул Миша, продолжая дирижировать.
Музыканты «Камерата Казахстана» в этот вечер играли просто божественно. Публика дважды вызывала Мишу и оркестр на бис. Было видно, что он устал, выложился уже на все 150 процентов, но не мог отказать зрителям.
Когда смолкли последние звуки, Миша Кац поблагодарил публику за теплый и радушный прием.
«Считаю, что название «Камерата Казахстана» неправильное. Я для себя имею другое название — «Жемчужина Казахстана». Сегодня вы услышали действительно настоящее чудо в исполнении музыкантов этого коллектива и меня. Желаю «Камерате» процветания. Вы можете гордиться, что в вашем городе живет музыкант Гаухар Мурзабекова с большой буквы М и Человек с большой буквы Ч», — сказал маэстро.
Интересные факты
*Маэстро не называет себя Михаилом, потому что считает, что для публики он Миша. Так его звали в детстве, так звали в семье. Он всегда отвечает, что одного Михаила — Архангела — достаточно, два — это уже многовато, и для двоих просто места не хватит.
* Он не любит, когда его называют дирижером, потому что считает, что это ограниченно — отмахивать такты и показывать кому и когда вступать.
* С 1997 же года выступает с различными оркестрами Европы и Америки. Дирижировал в самых престижных симфонических залах мира – Плейель (Париж), Алье Опера (Франкфурт), Вигмор Холл (Лондон), Музеум (Тель-Авив), Большой зал консерватории имени П. Чайковского (Москва), Театр Мануэль (Мальта), Концертгебау (Амстердам), Кливленд (США)
* Обладатель Золотой Меноры международной организации Бней-Брит (2005), французской Золотой медали за заслуги и преданность (2008), медали ЮНЕСКО «Пять континентов» (2013), Золотой медали Всемирной лиги общественного благосостояния (2013), медали имени Соломона Михоэлса (2014).
* В 2013 году Миша Кац стал соучредителем проекта «Культура без границ» под эгидой ЮНЕСКО. С 2016 года — артистический директор Международного музыкального фестиваля в Каннах.
Надежда Пляскина, фото Николая Постникова и автора, Алматы