Она ярко заявила о себе в 2013 году и неустанно продолжает покорять сердца зрителей и мировых кинематографистов. В интервью корреспонденту Elitar.kz режиссер Шарипа Уразбаева поделилась своим представлением о факторах успешности кинокартин, роли и сути работы режиссера и своем подходе к искусству кино.
-Ощущаете ли вы, что на режиссере лежит главная ответственность за успех фильма, или он зависит от всей съемочной группы?
— Вы знаете, успех фильма зависит не только от режиссера или съемочной команды. Успех фильма зависит, прежде всего, от идеи, что мы хотим сказать или показать миру через кино.
Прежде всего – это сценарий и герои. Фильм, конечно, это командная работа. Вся команда вносит частичку себя.
— Сейчас очень много людей приходит в режиссуру без специального образования. Кто-то, наоборот, обучается профессии, снимает пилотные проекты. Как вы считаете, режиссура требует обязательного образования или все-таки здесь больше дело в таланте?
— Чтобы быть режиссером, конечно, нужно образование. Но в мировом кинематографе есть такие режиссеры, которые приходят в профессию без образования. Например, Квентин Тарантино, Пол Томас Андерсон и т.д.
Они не имеют режиссерского образования, но при этом очень успешны в кинематографе. Я считаю, что это какой-то Божий дар. Иногда я называю режиссеров Вторым Богом. Потому что режиссер подобен Богу, он создает второй мир, новый условный мир, в который зритель верит. Зритель смотрит и наслаждается этим.
Образование – базовое понимание, думаю, все же оно нужно. Как я говорила, у Квентина Тарантино нет образования, но, насколько я знаю, у него была своя видеотека: он смотрел фильмы и изучал съемочные процессы. Я думаю, прийти без образования и начать снимать фильмы – это тяжело…
— В последние годы все больше наших отечественных кинокартин выходит на мировую арену. И даже порой сначала презентуют свои работы там, а только потом показывают в Казахстане. Как можно объяснить такой всплеск последних лет и как скоро, на ваш взгляд, мы сможем выйти в мировой прокат? Какие там могут быть трудности?
— Вы знаете, если отвечать на первую часть вашего вопроса, — о показе фильмов сначала на мировой арене, а потом уже в Казахстане, — это в основном авторские фильмы, которые мы снимаем за свои деньги, за свой бюджет.
Тогда мы сначала показываем на кинофестивалях, а только потом через какое-то время у нас в стране. В авторских фильмах не очень заинтересованы кинотеатры.
Думаю, что за рубежом, на мировых кинофестивалях, людям очень интересен казахстанский кинематограф. Они ждут, ждут именно наше национальное кино, где показывается наш быт. Им это нравится.
Выход в мировой прокат – это не только наша проблема, она есть во всем мире. Это всегда было и, думаю, что будет.
Сейчас же в стране проблема с прокатом голливудского кино, и это отличный шанс для нас, чтобы показывать именно наше кино: отечественное, авторское.
Мне кажется, зрителям также будет интересно это. Сейчас у нас появилась такая возможность.
— Расскажите, над какими фильмами вы сейчас работаете, какие из них может уже увидеть зритель?
— Недавно завершились съемки кинокартины «Тұл», но в прокат она пока не выходит. Сейчас же фильм «Қызыл Анар», который был снят ранее, в 2020 году, показывается на мировых кинофестивалях – Япония (Осако), а летом будет его премьера в Германии (Мюнхене).
Это — история о женщине, которая борется за справедливость, она пережила насилие, и внутри у нее остался осадок. Но героиня старается пережить боль.
— Как быть, если в голове вы построили образ киногероя, но на кастинге все никак не попадается нужный человек? Вообще стоит ли строить в голове образы или нет, чтобы потом не разочаровываться результатом?
— Я никогда не строю образы в своей голове. Сначала я вижу героев, локации — одним словом, реальность. А потом уже рождается история. Никогда такого не было, чтобы я придумала историю, а потом уже подбирала героев и локацию.
Во всех моих фильмах я стараюсь придерживаться документалистской стилистики. Я вижу местность, узнаю реальную историю и только тогда стараюсь сделать киноисторию. Мне так легче.
О фильме «Тұл»
Новая кинокартина режиссера основана на реальных событиях. Это — история взросления маленькой, но сильной девочки. Она отважно отстаивает себя во взрослом мире, одновременно усмиряя свои комплексы.
В фильме демонстрируются события, серьезно влияющие на переход персонажа во взрослую жизнь. По мнению автора и продюсеров, они найдут отклик в сердце каждого зрителя.
Продюсерами фильма выступила команда в лице Думана Кожахметова, ТемирбекаАманжола, Сергея Корносенкова, Маржан Бекмаганбетовой и Еркежан Максут.
Справка Elitar.kz
Шарипа Уразбаева – кинорежиссер. Ее работы в период с 2013 по 2020 годы были участниками и победителями кинофестивалей в Локарно, Торонто, Берлине, Париже, Везуле, Бристоле.
В 2021 году художественный фильм «Қызыл Анар» вошел в основную конкурсную программу 26-го Пусанского международного кинофестиваля. В этом же году Шарипа Уразбаева завоевала награду как лучший женский режиссер на 22-м международном кинофестивале RainbowFilmFestival в Лондоне.
Фильмография Шарипы Уразбаевой:
2020 — «Қызыл Анар»
2019 — «Мариям»
2016 — «Едоки картофеля»
2014 — «Эго»
2013 — «Мими»
2013 — «Boomerang»
2012 — «Бастау»
Ляззат Кусаинова