В своем обращении ко всем сотрудникам сферы образования Аймагамбетов отметил, что хотел бы подвести итог своей работы, и обратился к учителям, ученым и преподавателям вузов.
«Уважаемые ученые и преподаватели вузов! Для меня было большой честью работать с вами в качестве министра. Это были очень насыщенные, важные и одновременно сложные 3 года, когда мы старались сделать все, от нас зависящее, чтобы казахстанская наука и система высшего образования стали более эффективными и конкурентоспособными.
Последние результаты мировых рейтингов вузов QS и Times Higher Education являются тому подтверждением. В этом году впервые в мировой рейтинг QS вошли сразу 16 наших вузов, а их общее количество увеличилось ровно в два раза по сравнению с 2018 годом. При этом намного улучшились и занимаемые позиции вузов в рейтинге.
Опросы, проведенные Национальной палатой предпринимателей, показали существенный рост удовлетворенности работодателей выпускниками вузов и качеством их подготовки.
Аналогичные результаты можно увидеть по показателям публикационной активности наших ученых в научных изданиях международных баз Scopus и Web of Science. На 25% увеличилось количество ученых, имеющих более одной публикации в базах Web of Science, а общее количество статей казахстанских ученых в журналах из первого квартиля выросло на 70%. Так, в журналах первого квартиля Scopus в 2021 году опубликовано статей на 76% больше, чем в 2019 году. Более чем в 7 раз мы уменьшили количество статей наших ученых в хищнических журналах. Все это показатели качественного роста потенциала казахстанской науки.
Показателем высокого потенциала науки нашей страны стала вакцина QazVac, разработанная нашими учеными при полной организационной, финансовой поддержке со стороны Министерства образования и науки.
Вместе с вами, научным сообществом, мы открыто обсуждали и принимали решения о том, какие реформы нужны в вузовской и научной сферах. Убежден, у казахстанской науки большое будущее», — написал Асхат Аймагамбетов.
Отдельно он поблагодарил молодых ученых: «Я очень горжусь тем, что в это нелегкое время, в период пандемии и карантинных ограничений, мы работали вместе во благо развития науки нашей страны».
Он также отметил: несмотря на сложности, благодаря поддержке, оказываемой главой государства К.К. Токаевым, решены многие системные проблемы, копившиеся годами в сфере образования и науки:
«В частности, нами совместно с вами сделано следующее.
1. Созданы более комфортные условия для работы и развития преподавателей и ученых.
По преподавателям вузов
В вузах увеличена заработная плата преподавателей. Для этого по поручению президента в 2021 году я подписал приказ, который зафиксировал минимальный уровень заработной платы ППС. Начинающему преподавателю вуза не меньше 200 тыс. тенге на одну ставку, а профессору — не менее 350-400 тыс. тенге. При этом уровень педагогической нагрузки определен на уровне не более 680 часов в учебный год. Также мы исключили излишнюю бюрократию и несвойственные функции преподавателей.
Произошел беспрецедентный рост стипендии студентов и докторантов. Так, стипендия докторантов выросла за три года с 82 тыс. до почти 200 тыс. тенге. Количество грантов для обучения в вузах за это время выросло почти в два раза.
Самое главное, что мы через программные документы заранее, до 2025 года, заложили финансирование и обязательства для дальнейшего стабильного роста стипендии, заработной платы преподавателей, количества студенческих грантов и увеличение финансирования науки!
Увеличенная благодаря президенту страны стоимость грантов позволяет существенно повысить заработную плату преподавателей наших вузов. Также в апреле нашим министерством уже были даны четкие поручения ректорам вузов, в рамках которых с сентября 2022 года еще раз должна быть увеличена заработная плата преподавателей наших вузов.
По научным сотрудникам: по поручению президента мы ввели зарплату ученых в базовое финансирование, что позволяет заниматься наукой вне зависимости от получения финансирования от конкурсов научных грантов.
Раньше базовое финансирование институтов включало только оплату труда административного персонала и коммунальных расходов. Соответственно ученые могли получать зарплату только через конкурсы и были вынуждены уходить в отпуска без содержания во время или до окончания конкурсных процедур. Теперь же около 1200 ведущих ученых будут получать стабильную заработную плату вне зависимости от результатов конкурсов на грантовое и программно-целевое финансирование.
Мы ввели новый вид финансирования научных институтов, осуществляющих фундаментальные исследования. Это то, о чем ученые говорили больше десяти лет. Не секрет, что многие научные сотрудники перебивались от конкурса к конкурсу, вследствие чего ученые увольнялись, и институтами не проводились постоянные исследования. Особенно сложно было таким институтам, как институты истории, казахского языка, археологии, философии и т.д. Теперь же более 1000 ученых, работающих в них, получили постоянное финансирование, а значит, будут проводиться исследования, обеспеченные постоянным финансированием.
2. Больше грантовых возможностей
Для того, чтобы ученый мог продуктивно работать и иметь достаточное финансирование, были введены новые и, что немаловажно, разные виды грантов:
1. Малые и индивидуальные гранты.
2. Гранты для молодых ученых.
3. Гранты на международную коллаборацию.
4. Гранты с традиционным сроком реализации.
Мы также увеличили частоту проведения грантовых конкурсов. Конкурсы на грантовое финансирование вместо одного раза в 3 года стали проводиться ежегодно. Сейчас не все, наверное, помнят, но до 2019 года ученые только один раз в три года имели шанс получить финансирование. Ставки, как говорится, были высоки. Если получил грант, значит, работаешь следующие три года, а нет – значит, надо искать другой способ кормить семью и заниматься любимым делом. Неудивительно, что некоторые ученые уходили из науки.
Сроки по проведению конкурсов сократились почти в два раза, и грантополучатели теперь имеют больше самостоятельности в распоряжении грантами в процессе их реализации. Также значительно сокращена излишняя бюрократия, больше никаких талмудов- отчетов.
Увеличены сроки финансирования и проведения исследований за счет государства с трех до пяти лет.
Введены специальные гранты для постдокторантов. Теперь ежегодно 1000 молодых ученых получают гранты и в течение трех лет входят в специализацию, получая стабильную заработную плату в 500 тыс. тенге в месяц. Эта мера позволяет закрепиться молодым ученым в науке и набрать необходимый опыт.
Для поддержки молодых ученых, которым сложно конкурировать с более опытными коллегами, нами введен для них отдельный грантовый конкурс. Как результат молодыми учеными реализуются проекты на более чем 16 млрд тенге.
Для развития потенциала наших ученых запущен уникальный проект прохождения стажировок и повышения квалификации ученых в мировых научных центрах. По аналогии с программой «Болашак» ежегодно 500 ученых выезжают в зарубежные центры, проводят совместные исследования, проходят повышение квалификации, получают доступ к необходимому оборудованию для своих исследований. Большая когорта ученых уже работают и обучаются в зарубежных исследовательских лабораториях и университетах.
3. Больше прозрачности в высшем образовании и науке
Обеспечена транспарентность работы национальных научных советов. Открытое голосование, онлайн-трансляция и видеозапись заседаний сделали процессы принятия решений более открытыми и доступными для всех. Существенно обновлены составы ННС, что повысило к ним уровень доверия.
Повышены требования к экспертам, ученым предоставлено право в течение трех дней доработать заявки, пороговый балл экспертизы повышен с 21 до 25. Обновлена экспертная база. Большое внимание уделено вопросам академической честности и научной этики.
Как результат значительно снизилась коррупциогенность, а также критика самих ученых относительно решений по присуждению грантов.
Мы полностью перезагрузили работу научных журналов КОКСОН. Ввели такие требования, как онлайн- подача статей, слепое рецензирование, в состав редакционной коллегии привлекаются ученые с индексом Хирша или серьезными публикациями в Web of Science и Scopus; используются лицензионные системы проверки на заимствования, а также внедрены многие другие международные требования, с которыми теперь вынуждены считаться казахстанские журналы, повышая качество своих публикаций.
Закрыты слабые диссоветы. За трехлетний период закрыто 60 советов. Возможно, многим руководителям вузов это не понравилось, но это была вынужденная мера, так как качество ставилось нами во главу угла при принятии таких решений.
Введены новые требования к работе диссоветов. Теперь половина членов совета назначается в зависимости от темы диссертации, защита диссертации проходит в прямом эфире с трансляцией в сети Интернет и размещением текста диссертации в открытом доступе без ограничений во времени. При этом вуз обеспечивает перевод диссертации на государственный язык.
Закреплен принцип соблюдения академической и научной этики в диссертационных работах докторантов. При этом расширено понятие академической честности.
В отношении публикаций докторантов внедрен принцип альтернативности. Общее количество публикаций снижено с 7 до 4, а в случае публикации статей в высокорейтинговых журналах достаточно одной или двух статей для выхода докторанта на защиту. С 2021 года докторантам дана возможность защиты диссертации без написания диссертации при наличии двух статей и одного обзора в журналах Q1-Q2 WoS, в одной статье при этом докторант должен быть первым автором или автором для корреспонденции.
Единое национальное тестирование переведено в цифровой формат. За счет этого обеспечена большая прозрачность экзамена. Если в 2019 году у 117 тыс. сдающих были обнаружены 128 тыс. запрещенных предметов, и при этом удалены 24 человека, то в 2020 году у 122 тыс. сдающих ЕНТ обнаружены 2500 запрещенных предметов, и аннулированы результаты 2500 человек, а в 2022 году у более чем 280 тыс. сдающих ЕНТ были обнаружены всего 700 запрещенных предметов, и при этом все 700 абитуриентов удалены с ЕНТ. Обеспечение контроля и прозрачности экзамена ожидаемо снизило средний балл ЕНТ почти на 20 баллов. Но зато теперь это объективная картина.
Мы также централизовали и перевели в цифровой формат экзамены в магистратуру и докторантуру, благодаря которому обеспечена объективность при отборе на послевузовское образование. Исчезли «ректорские списки», а вузы теперь должны принимать докторантов, которые действительно хотят проводить исследования, а не просто получить заветную степень в науке или стипендию.
4. Больше академической свободы для работы и творчества
Всегда поддерживал тезис о том, что академическая свобода – двигатель качества образования. За три года здесь также проделана большая работа.
Вузы получили широкие компетенции по разработке собственных образовательных программ. Поступательно сокращается доля обязательного компонента с концентрацией внимания на развитие когнитивных навыков, академического письма и академической честности. По таким быстроразвивающимся профессиям, как IT, журналистика и другим, мы дали еще больше академической свободы. Снизили требования по обязательному наличию ученых степеней, штатности преподавателей, чтобы была возможность привлечения практиков и совместителей, убрали такие количественные показатели вузов, как наличие не менее трех корпусов или контингента не менее 1 тыс. студентов, и в целом уменьшили в два раза показатели проверочных мероприятий.
Разработан новый ГОСО, который предоставит еще больше свободы вузам, а значит, и преподавателям. Это дает возможность каждому преподавателю создавать тот образовательный контент, который в дальнейшем поможет студентам стать более конкурентоспособными на рынке труда.
Сокращены формы строгой отчетности.
Исключен общий срок обучения в бакалавриате, что теперь предоставляет возможность завершить обучение за более короткое время при условии освоения 240 ECTS-кредитов.
Большим шагом стала возможность вузов выдавать диплом собственного образца, что также повышает их ответственность за качество подготовки кадров. Для защиты дипломов от подделок внедрены требования по подписям, и теперь с помощью QR-технологии каждый работодатель может проверить подлинность диплома на сайте.
В Реестр образовательных программ вузами внесено более 15 тыс. программ, из которых 7 тыс. – новые.
Подготовлен приказ об освобождении от проверок сильных вузов. Вузы, занимающие 1-3 места в рейтинге работодателей, и вузы, входящие в топ мировых рейтингов, освобождаются от плановых проверок.
5. Лучшие инфраструктурные условия в вузах и НИИ
Вузы переведены в форму НАО, что позволяет направлять всю прибыль на развитие университета, а не отправлять в государственный бюджет.
Корпоративное управление – очень перспективный инструмент для развития вузов. Не все ректоры довольны проведенной реформой, так как теперь ректор не контролирует и не распоряжается бюджетом вуза единолично. Советы директоров и правления вузов действуют как коллегиальные органы, в которых ректор должен уметь отстаивать свою позицию. Важно также, что в советы директоров привлечено большое количество представителей гражданского общества.
Теперь ректоры всех вузов, а не только национальных, должны ежегодно отчитываться перед общественностью за достижение не только академических показателей, но и за выполнение бюджета.
20 вузов включены в проект «Центры академического превосходства» с выделением финансирования в сумме 80 млрд тенге до 2025 года на укрепление материально-технической базы.
Для защиты интересов государства, преподавателей и студентов на законодательном уровне введена норма о запрете отчуждений и даже доли участия в них. То есть государственные вузы теперь не могут быть проданы и будут только в госсобственности.
С 2020 года впервые на материально-техническое оснащение научных организаций начали выделять бюджетные средства. В результате научными организациями приобретено современное актуальное оборудование, разработанное мировыми производителями в течение последних лет.
6. Закрытие слабых вузов для повышения качества системы высшего образования
Наряду с расширением академической самостоятельности, мы проводили сложную работу по закрытию недобросовестных вузов и профилизации тех вузов, которые не могут обеспечить качество.
В результате закрыты 15 вузов. Помимо этого, в судах обжалуются наши решения по закрытию еще 6 вузов. Более 100 тыс. студентов закрытых вузов переведены в другие вузы для продолжения обучения. 66 вузами возвращено 505 лицензий по слабым образовательным программам. По отзыву лицензий по слабым направлениям подготовки идут судебные процессы с 4 вузами.
Сокращено количество (с 85 до 50) вузов по педнаправлениям. Теперь выпускать будущих учителей смогут только те, кто обеспечивает соответствующее качество подготовки. Сократилось количество вузов, готовящих юристов, – с 72 до 61.
Впредь выдаваемые вузам лицензии не будут бессрочными. Они будут выдаваться на 5 лет, а их переоформление будет проводиться при соответствии квалификационным требованиям, а не автоматически.
Я надеюсь, из лексикона высшей школы в скором времени навсегда пропадут такие термины, как «фабрики дипломов» или «вузы- пылесосы».
Особое значение имеет кадровая политика. В высшем образовании произошла смена поколений. В руководство вузов были рекрутированы профессионалы с безупречной репутацией, научным бэкграундом, зарубежным опытом и профессионализмом. Кроме того, в систему управления вузов в качестве проректоров были привлечены более 25 молодых и перспективных специалистов, которые вошли в кадровый резерв системы высшего образования.
Этот ряд можно продолжать. Здесь я постарался упомянуть только самые значимые для системы науки и высшего образования реформы.
Многие проблемные вопросы были решены в рамках деятельности Национального совета общественного доверия.
Все положительные изменения стали возможными благодаря поручениям и поддержке нашей сферы президентом страны К.К.Токаевым.
Отмечу коллег, которые помогали претворять в жизнь все эти изменения, но сейчас перешли на другую работу. Это вице-министр М.Дауленов, руководитель Департамента высшего и послевузовского образования А. Тойбаев, председатель Комитета по обеспечению качества Г.Кобенова, председатель Комитета науки Ж. Курмангалиева, а также все коллеги, работавшие и работающие в этих структурных подразделениях и подведомственных организациях.
Уважаемые преподаватели и ученые!
Вами сделано многое для развития нашей науки и высшего образования. Сегодня целая когорта молодых преподавателей и ученых внедряют инновации, находятся в поиске новых решений и постоянно повышают качество образования и исследований. Наверное, это самое важное. С такими талантливыми педагогами и учеными у нас большое будущее.
В своей дальнейшей работе, где бы ни пришлось трудиться, я, как и сейчас, буду всегда и во всем поддерживать научное сообщество. Ваш потенциал становится сильнее», — завершил свое обращение Асхат Аймагамбетов.