В последнее время материалы в стиле фактчек обретают все большую популярность. Мы также решили провести проверку фактов, указанных в одном письме, наделавшем шуму в Шымкенте в прошлом месяце. Забегая вперед, отметим, что документы мы запросили в день появления того самого обращения. И получили в сроки, установленные законом.
В качестве источников мы использовали письмо деятелей культуры третьего мегаполиса и версию руководства управления культуры, подкрепленную документами, имеющимися в отделе кадров управления. Кроме того, переговорили с отдельными деятелями культуры, чтобы узнать, каким образом они лишились своих мест (как это утверждается в письме) в управлении.
Напомним, весь прошлый месяц управление культуры сотрясали скандалы. Сначала одно письмо-обращение, затем ультиматум с обещанием объявить голодовку, пресс-конференция. Так группа деятелей культуры требовала отставки руководителя управления, курировавшей их деятельность. Вторая сторона отмалчивалась. Лишь раз согласилась на интервью (кстати, на нем присутствовали три разных СМИ, но полный материал по следам того выступления вышел лишь у нас).
1 апреля стало известно, что Ханзада Есенова покинула свой пост.
«Через три дня после приезда Есеновой Х., Шарафиева Галия Аликеновна, с честью проработавшая много лет заместителем начальника отдела, начала первой увольняться по собственному желанию», — говорится в письме.
Мы связались с Галией Аликеновной и попросили ее прокомментировать уход с поста и поделится мнением по поводу фигурирования ее фамилии в этом письме. Вот что она ответила:
«Добрый вечер! Отвечаю на ваш вопрос — я уволилась по собственному желанию в связи с неожиданным замужеством и, соответственно, переездом в другой город — Нур-Султан. В списки моя фамилия была внесена без моего ведома и согласия. Вот, собственно, и все».
ВЕРДИКТ: манипуляция. Человек действительно уволился, но это никак не связано с Х. Есеновой.
«Раушан Шаденовна Айгазиева, квалифицированный специалист, пришедшая в сферу культуры в 18 лет и посвятившая ей почти 30 лет своей жизни, уволилась из отдела при приближении к пенсионному возрасту».
В управлении культуры хранятся документы относительно каждого уволенного сотрудника. Согласно заявлению, руководитель отдела сохранения культурного наследия управления культуры Шымкента Раушан Шаденовна просит освободить ее от занимаемой должности с 25 января. А уже 27 января приступает к работе в качестве заместителя директора театра кукол и юного зрителя.
Мы попросили Раушан Шаденовну прокомментировать ее уход и последующий перевод. На что она ответила: «Меня попросили, поскольку у меня возраст. До пенсии 7 лет оставалось. У меня не было выбора, меня поставили перед фактом».
Между тем, в управлении культуры отмечают, что Раушан Шаденовна неоднократно уходила на больничный. Оно и понятно – возраст. И однажды якобы попросила о переводе ее на более спокойное место.
ВЕРДИКТ: отчасти правда. Человек действительно уволился, но без работы не остался.
«Всего сменилось 90% кадрового состава»
«В управлении было 19 сотрудников, однако в соответствии с постановлением акима об оптимизации их количество сократилось до 17. Оптимизацию произвели путем объединения двух отделов – развития языков и ономастики с отделом учета документов национального архивного фонда и работы с архивами», — говорится в ответе на запрос редакции относительно сокращения штата управления на 90%.
ВЕРДИКТ: манипуляция. Кадровый состав поменялся, но основанием послужил не приход Есеновой, а оптимизация.
«За последний год 3 раза менялись руководители организационного отдела. Имена сотрудников прилагаются»
Действительно, были уволены трое сотрудников:
— Айжан Акимишева на основании ее заявления об увольнении по собственному желанию с 13.02.2021 г. Перед этим на нее было возложено дисциплинарное взыскание за подделку подписи первого руководителя управления на документах;
— Шолпан Темирбековна Мамадярова. На основании ее заявления была переведена в отдел архивов;
— Гулсара Ташимова работает. Ее на работу принимал аппарат акимата, пояснили нам в управлении культуры.
ВЕРДИКТ: манипуляция. По поводу отдельных уволенных речь пойдет в следующем материале.
«На должность директора концертной организации Шымкентского городского Дома культуры пришел звезда эстрады Сакен Майгазиев, оказавшийся в центре нашумевшего вопроса по Наурызу».
Как нам пояснили в управлении культуры, звезда эстрады Сакен Майгазиев действительно возглавлял Дом культуры, но как только понял, что из-за работы руководителем страдает его концертная деятельность, принял решение уволиться. «Он трижды брал отпуск без содержания на 2-3 дня и один раз был в командировке», — сообщили в управлении.
ВРДИКТ: манипуляция. По поводу средств по Наурызу – в одном из следующих материалов.
«Отчет по 572 млн тенге, выделенных на празднование Наурыза, не дали ни первый заместитель акима Шынгыс Мукан, ни госпожа Есенова, ни Сакен Майгазиев».
И Шынгыс Мукан и Ханзада Есенова подробно отчитались, и не раз, о средствах, выделявшихся на празднование Наурыз мейрамы в Шымкенте. Думаем, повторяться здесь не стоит. Но для подтверждения слов о том, что отчеты все же были, приведем несколько ссылок.
https://www.exclusive.kz/expertiza/daily/123835/
https://www.instagram.com/tv/CSRo9fpKOqD/?utm_source=ig_web_copy_link
ВЕРДИКТ: ложь.
«Звезда эстрады Акбота Керимбекова была представлена заместителем руководителя управления и уволилась через 2-3 месяца. Здесь также неизвестно, по какому закону Х. Есенова приняла на службу певицу, которая никогда ранее не служила на государственной службе».
В управлении это замечание прокомментировали следующим образом: «Действительно, Акбота Керимбекова была принята в управление на должность методиста. Основание – ее заявление, а также сертификат о прохождении теста на госслужбу, подтверждающий ее право работать на этой должности».
ВЕРДИКТ: манипуляция.
«Неоценимый вклад в культуру юга внес певец, умелый руководитель Абдыхан Нурмагамбетов — директор театра оперы и балета, которого сменила на посту знаменитая оперная звезда Майра Мухаммедкызы».
Однако, согласно документам, предоставленным нашей редакции управлением культуры, Нурмагамбетов прошел аттестацию лишь со второго раза. Первую провалил.
ВЕРДИКТ: манипуляция
«Майра Мухамедкызы постоянно в командировках либо принимает участие в телевизионных проектах. Ее редко можно увидеть и на месте службы, и на совещаниях в управлении, на которые приходят только ее заместители. Тогда кому выгодно, чтобы Майра Мухаммедовна занимала здесь директорскую должность? Чтобы у руководства оперным коллективом стоял человек, которому просто некогда руководить?».
По данным управления, Майра Мухаммедкызы действительно участвовала в телевизионных проектах, съемки которых проходили в выходные дни. Кроме того, она трижды брала отпуск без содержания и один раз выходила в трудовой отпуск.
ВЕРДИКТ: отчасти правда. Майра Мухаммедкызы действительно отсутствовала на работе, но не настолько часто, как это хотят представить авторы письма.
«Но можно гордиться тем фактом, что у нас работает «звезда» и выделять на постановку пьесы «Домалак ана» 70 млн тенге», — говорится в письме.
Для справки: опера «Домалак ана» — первая национальная опера, поставленная в Казахстане за 30 лет Независимости. К постановке оперы подошли со всей ответственностью, рассказала в интервью нашему изданию Ханзада Есенова.
«Почему мы не можем для классического казахского спектакля сделать такой костюм, который завтра будет выставляться в музее? Да, мы спорим с управлением экономики, когда они говорят — почему у вас такой костюм Байдибека дорогой, лиса у вас на воротнике, нельзя, что ли, сделать искусственный мех, сейчас столько возможностей… Это – Байдибек, понимаете? Я не могу ему или Домалак ана поставить, извиняюсь, синтетическую какую-то шкуру и наклеить китайские наклейки орнамента на его шапан. Или сделать ему резиновые сапоги и на них наклеить орнамент. Это историческая личность, понимаете? После «Домалак ана» эти костюмы театр оперы и балета выставил у себя в фойе. Это было практически произведение искусства».
К слову, по средствам, выделявшимся на оперу «Домалак ана», была проведена не одна проверка. Нарушений не выявлено.
ВЕРДИКТ: манипуляция.
«С приходом руководителя управления Х. Есеновой началась аттестация руководителей учреждений культуры».
Согласно приказу министра культуры и спорта от 29 июня 2016 года за № 189, были утверждены правила и условия проведения аттестации гражданских служащих государственных организаций культуры. Согласно этому документу, «служащие подлежат аттестации по истечении каждых последующих трех лет пребывания на гражданской службе, но не ранее одного года со дня занятия ими данной должности». Мы просмотрели списки лиц, подлежащих аттестации. Там далеко не все первые руководители и их заместители. В управлении культуры нам пояснили – списки формировались согласно данным о прохождении предыдущей аттестации.
ВЕРДИКТ: ложь. Аттестация началась не с приходом Х. Есеновой, а в рамках исполнения приказа министра культуры и спорта, и проходили ее те, у кого подошел аттестационный срок.
«Здесь также осуществлялась работа не по деловому признаку руководителей и их компетентности. «Не проходили» аттестацию те руководители, которые просто не устраивали руководство управления культуры».
Судя по данным результатов аттестации, только два человека ее не прошли. Один из них — экс-руководитель театра оперы и балета. К слову, забегая впере,д отметим, один из тех, кто подписал письмо, Руслан Шеримов, точно также подписывал итоги аттестации, поскольку входил в состав аттестационной комиссии.
ВЕРДИКТ: ложь
На этом, пожалуй, завершим первую часть материала. А во второй расскажем о таких фактах, как использование служебного положения, подлог, пьянство на рабочем месте – такие неприглядные факты об отдельных деятелях культуры Шымкента. Сфера культуры Шымкента далека от идеала. Возможно, поводом к написанию обращения к президенту и стало опасение, что все эти моменты рано или поздно всплывут. И тогда придется поплатиться не только теплым местом, но и чем-то более существенным…