Об инфляции
«Международные институты прогнозируют замедление темпов мировой экономики. Соответственно, инфляция может вырасти. Мы наблюдаем затяжной кризис. Есть даже опасения, что эта ситуация приведет к глобальной стагнации.
В этих условиях основной задачей правительства и Национального банка должны стать стабилизация инфляции и повышение доходов граждан. Также необходимо создать новые рабочие места.
Первое. Стабилизация инфляции. Сейчас самой серьезной проблемой является всплеск инфляции. На рост цен повлияла продовольственная инфляция. Его уровень достиг 19,2%. В целом, некоторые виды продуктов питания подорожали сразу на 80%.
Меры правительства, направленные на стабилизацию цен, оказались неэффективными. Правительство хочет остановить инфляцию старым способом. При этом, несмотря на выделение дополнительных средств из бюджета, цены регулируются только искусственно. То есть идет борьба не с причиной дороговизны, а с последствиями.
На самом деле, должно быть наоборот. Правительство пользуется административным ресурсом, чиновники ходят по магазинам, других способов и новых идей нет. Такая работа никогда не была эффективной. Одним словом, нет новой позиции, которая бы соответствовала законам рынка».
Об оптово-распределительных центрах
«Более двух лет назад я дал поручение запустить Национальную товаропроводящую систему с сетью оптово-распределительных центров. Но Правительство заволокитило его исполнение. Планы и публичные заявления остались на бумаге. Проекты строительства оптово-распределительных центров по схеме ГЧП совместно с крупными предпринимателями не реализованы. Поручаю Правительству в октябре доложить, что сделано в этой сфере. Привлеките заинтересованных инвесторов».
О стабфондах
«Сегодня решения о запрете экспорта той или иной продукции принимаются без учета товарного баланса. Это приводит либо к дефициту, либо к снижению привлекательности производства необходимых товаров. В итоге эффективность подобных мер резко падает. Правительству следует утвердить правила формирования баланса ключевых товаров, и самое главное – разработать единую информационную систему мониторинга. Это позволит иметь достоверные данные об остатках продукции для принятия решений.
Низкую эффективность показывает деятельность стабилизационных фондов. Их воздействие на рынок минимальное. Порой они становятся кормушкой для недобросовестных лиц. С этим надо разобраться. Регулярно выявляются факты бюджетных хищений. Акимы утратили контроль за расходованием государственных средств. Правительством предлагается увеличить объем оборотной схемы до 100 млрд тенге. У меня вопрос. Просчитан ли ожидаемый эффект? Логичнее было бы кредитовать не торговые сети, а напрямую производителей. Сейчас не жду ответной реакции Правительства. Нужно обдумать конечное решение с точки зрения эффективности.
По моему поручению Минсельхоз стал шире применять подходы к предварительным закупкам. До июля такие договоры заключены в отношении 47 тыс. тонн социально значимых продуктов питания. Однако очевидно, что товар такого объема не оказывает существенного влияния на внутренний рынок.
Необходимо определить пути предварительного прямого закупа продукции у сельхозтоваропроизводителей. Этим должны заниматься компетентные министерства. Министерство сельского хозяйства должно мобилизовать соответствующие ассоциации и субъекты рынка для совершенствования данного подхода».
О поддержке фермеров
«Еще один актуальный вопрос — продажа продукции. К сожалению, не все товары в нашей стране можно найти на прилавках магазинов. Наряду с импортом существуют и внутренние барьеры. Немало вопросов и у сельхозтоваропроизводителей. Они не могут обеспечить бесперебойную поставку товара, стабильное качество продукции. Есть и другие требования. Конечно, лучше все это постепенно приводить в порядок. Поэтому поручаю совместно разработать подходы к поддержке фермеров.
Крестьянским хозяйствам должна быть предоставлена возможность тесного взаимодействия с крупными торговыми сетями. Такая возможность позволит активизировать их работу и привлечь инвестиции в отрасль. Необходимо обеспечить беспрепятственный выпуск отечественного товара в торговые точки. Это очень важный вопрос.
Также необходимо четко установить цены на продукцию и сократить количество торговцев. Для этого, прежде всего, необходимо оперативно принять соответствующие законодательные меры. Правительство совместно с палатой «Атамекен» должно выработать предложения для запуска общенационального проекта «Сделано в Казахстане».
О продовольственной безопасности
«Крайне важно навести порядок в торговой системе, имеющей один из самых высоких уровней теневой экономики – 40%. Факты спекуляции, манипулирования ценами, создания искусственного дефицита – это далеко не полный перечень нарушений. Все это закладывается в стоимость товаров и оплачивается гражданами. Правительству совместно с Генеральной прокуратурой следует выработать меры по усилению ответственности владельцев за содержание рынков, соблюдение честной конкуренции, защиту интересов продавцов от неправомерных действий администрации торговых площадей. Я жду от Правительства и акимов конкретных шагов по повышению эффективности имеющихся инструментов, а также внедрению новых подходов к работе.
В условиях сложной международной обстановки многократно возрастает актуальность продовольственной безопасности. Рост мировых цен на продукты питания уже достиг 34%. Цена пшеницы выросла на 47%, круп – на 18%. Из-за засушливой погоды ожидается снижение урожайности в странах Европейского Союза, США, Канаде и других. На этом фоне в Казахстане наблюдается замедление темпов роста сельхозпроизводства. Производство сливочного масла сократилось на 12%, обработанного молока – на 7,5%, сахара – на 5,6%, сыров – на 3%. В то же время объемы импорта выросли на 22%. В частности, ввоз молока увеличился на 17%. Профильное министерство докладывает, что в 2023 году Казахстан достигнет продовольственной независимости по мясу птицы (доля импорта – 40%), колбасным изделиям (44%) рыбе (60%), сырам и творогу (50%), сахару (60%), молочной продукции (4%). В общем, мы видим иную картину».
О дефиците сахара
«Из ранее введенных семи сахарных заводов сегодня действуют только четыре (в Алматинской и Жамбылской областях), которые загружены лишь на треть (31%). Минсельхозом планируется увеличить долю свекловичного сахара в 6 раз к 2026 году (с 7 до 43%). Однако за последние четыре года площади сахарной свеклы сократились на треть. Мы на 90% зависим от импортного сахара. Здесь можно ссылаться на решения в рамках ЕАЭС, но, в любом случае, это серьезный просчет Правительства. Значит, не защитили позицию государства. Правительству нужно в срочном порядке разработать отдельный отраслевой проект по развитию сахарной отрасли. Цель – значительное сокращение импортозависимости, постепенный переход к самообеспечению. Интерес со стороны внутренних и иностранных инвесторов к этой отрасли достаточно высок, нужны правильные подходы. Это принципиальный вопрос, имеющий в том числе внутриполитическое значение».
О развитии АПК и помощи бизнесу
«Ранее по моему поручению был разработан план обеспечения продовольственной безопасности на среднесрочный период. Но вместо конкретного алгоритма действий в этом плане мы видим только набор благих устремлений. Есть опасность его неисполнения. Нужно дополнительно рассмотреть актуальный вопрос массового обновления парка сельхозтехники. Важно задействовать все возможные источники финансирования. Поручаю внедрить механизм льготного кредитования с целью приобретения отечественной сельхозтехники за счет средств оператора РОП. Без развитого агропромышленного комплекса невозможно говорить об обеспечении продовольственной безопасности. Это аксиома. Урожайность растениеводства значительно отстает от мировых показателей. Обеспеченность собственными семенами составляет всего 51%. По таким позициям, как картофель и сахарная свекла, этот показатель не превышает и 10%. Мы сильно зависимы от импортных семян. Правительству следует развивать первичное семеноводство на базе опытных хозяйств.
Нужно помочь бизнесу обновить оборудование, а также комплексно стимулировать агронауку. Производительность и урожайность в решающей степени зависят от соблюдения агротехнологий. В нашей стране фермеры вносят только четверть необходимого объема удобрений. Это связано с их дороговизной. Наш рынок удобрений критически зависит от импорта и нескольких отечественных производителей. Вдобавок недавняя проверка выявила факты завышения цен для отечественных аграриев»
О повышении доходов населения
«Второе. Повышение доходов граждан и развитие человеческого капитала.
В последние годы доходы населения постепенно росли. В прошлом году этот рост составил около 5%. Однако доходы населения в Алматинской, Атырауской, Кызылординской, Мангистауской и Туркестанской областях не достигают среднереспубликанского уровня. Этот показатель также ниже в Алматы и Шымкенте. А в Кызылординской области доходы населения даже снизились. В мае текущего года показатель реальных доходов граждан составил минус 2,9%. Такого падения не было давно.
Принята программа повышения доходов населения. Но ее польза для населения незначительна. Прежде всего, должна быть проведена эффективная работа на местах. Акимы должны ежегодно создавать 100 новых рабочих мест на каждые 10 тысяч жителей. Насколько я знаю, конкретного результата в этом направлении нет.
Еще раз предупреждаю. Оценивая работу руководителей регионов, мы придаем большое значение этому показателю. Создание рабочих мест напрямую влияет на социальное положение людей. От этого зависит и устойчивое развитие экономики. Поэтому правительству совместно с акимами необходимо проанализировать, как эта задача выполняется.
По мере увеличения численности населения должны создаваться постоянные рабочие места. Но в Мангистауской области этот вопрос не учтен. Здесь складывается сложная ситуация из-за неправильно проведенной миграционной политики. Хотя количество жителей увеличилось, социальная инфраструктура не была построена. Рабочие места не открывались. Качество жизни снизилось. Люди требуют трудоустройства в «КазМунайГаз», высоких заработных плат.
Откровенно говоря, большинство месторождений в Жанаозене истощаются. Эта ситуация всем известна. За последние 15 лет добыча нефти в этом регионе сократилась на 30%. Тем не менее численность работников увеличилась на 50%. Фонд оплаты труда увеличился в 10 раз. Один из трех самых высокооплачиваемых регионов – это Мангистауская область.
В частности, Жанаозен лидирует по самому высокому уровню средней заработной платы. Правительство приняло специальный план развития Жанаозена. Из республиканского бюджета выделяются значительные средства, снижаются налоги. Такие прямые меры поддержки создаются за счет других областей страны. Не всем удается найти работу в нефтегазовой отрасли. Мы должны это признать».
О миграции рабочей силы
«Поручаю Правительству разработать новые подходы к мобилизации внутренних экономических ресурсов. При этом необходимо кардинально пересмотреть программу переселения населения в другие регионы.
Мы полностью поддерживаем соотечественников, вернувшихся на историческую родину. Но нельзя ограничиваться только Мангистауским регионом. Возможно заселение в другие области, в том числе в регионы с развитым производством. Мы готовы создать необходимые условия.
В настоящее время в регионах, странах и даже на континентах происходит миграция рабочей силы. Это стало закономерным явлением. К этому процессу должны привыкнуть и наши граждане. Граждане соседних стран хорошо приспособились к этой ситуации. Мы хотим, чтобы наши соотечественники работали во всех сферах, в том числе на государственной службе. Надеюсь, они внесут свой вклад в создание нового Казахстана».
О молодежи
«Сейчас самое время сосредоточиться на трудоустройстве молодежи. Ежегодно на рынок труда выходит около 300 тысяч молодых людей. В стране создаются условия для саморазвития подрастающего поколения. Но, несмотря на конкретные меры, проблема занятости молодежи остается не до конца решенной.
В некоторых регионах уровень молодежной безработицы значительно выше, чем в среднем по стране. Особенно в городах Нур-Султан, Алматы, Алматинской, Карагандинской, Северо-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областях. Правительство и акимы областей должны уделить этому вопросу особое внимание. По окончании года подведем соответствующие итоги».
Об образовании
«Сфера образования играет ключевую роль в развитии человеческого капитала. Мы недавно разделили Министерство образования и науки на две части. Этот шаг был необходим для решения накопившихся проблем. Уверен, что правительство и главы новых министерств приложат усилия для динамичного развития отечественной сферы образования и науки.
Я объявил этот год Годом детей. Но настораживает тот факт, что в последние годы в стенах школ стало больше насилия. Более того, в 65% полностью оборудованных школ, то есть в 3 тысячах школ, система видеонаблюдения не соответствует требованиям, а иногда и не работает вообще.
В целом по стране снизилось количество детских и подростковых суицидов. Тем не менее таких случаев в Алматинской, Жамбылской, Костанайской и Мангистауской областях становится все больше.
Необходим комплексный план по защите детей от насилия, профилактике суицидов, обеспечению прав каждого ребенка.
Остановлюсь еще на одной проблеме. Есть факты избиения детей в частных детских садах. Кроме того, увеличились ассигнования на неработающие детские сады. Все это свидетельствует о том, что их деятельность непрозрачна, отсутствует гражданская ответственность. Другими словами, не соответствует требованиям общества.
Пришло время повысить качество обслуживания. Правительство должно тщательно рассмотреть этот вопрос. Повторное введение порядка лицензирования — это, прежде всего, мера, необходимая обществу, а не государству. Ведь главная цель — обеспечить безопасность детей».
О программе «Арт-спорт»
«Следующий вопрос — дополнительное образование. Это инициатива для развития способностей подрастающего поколения. На дополнительное спортивное и творческое образование были выделены средства по государственному заказу. Этот шаг увеличил количество детей, посещающих кружки и секции, до 70%. Я считаю, что это было стратегически правильное решение.
Однако в год запуска проекта был допущен ряд недочетов. То есть были ошибки, связанные с финансовым вопросом и работой соответствующего портала («Арт-спорт»). Начались перерасходы средств, мошенничество, откровенное хищение.
Родители отдали своих детей сразу в несколько кружков. Необходимо исправить все недостатки и продолжить это благое начинание.
Акиматы и маслихаты обеспокоены тем, что бюджетных средств, выделяемых на дополнительное образование, может не хватить. Средства, вложенные в образование, должны стать главными инвестициями для государства. Это очень важный вопрос. В конечном счете, единственный путь развития — это сфера знаний. Поэтому от этого точно никто не проиграет. Правительство и акимы должны совместно с общественностью совершенствовать проект».
О здравоохранении
«Одной из главных задач правительства является сохранение здоровья матери и ребенка. К сожалению, младенческая смертность увеличилась. Материнская смертность также растет. Я дал поручение проверить состояние перинатальной службы. По его итогам должны были быть приняты соответствующие меры. Но вся работа остановилась на уровне аудита.
Большинство современных родильных домов не соответствуют международным стандартам. Поэтому необходимо принять срочные меры и решить эту проблему. В целом, если говорить о здравоохранении, то здесь много проблемных вопросов.
В Казахстане очень высокий показатель смертности от хронических заболеваний. Особенно по сравнению со странами — членами Организации экономического сотрудничества и развития ситуация у нас очень плохая.
Несмотря на то, что объем средств, выделяемых на медицину, увеличился, накопленные здесь проблемы не решаются. Система обязательного социального медицинского страхования оказалась неэффективной, реального результата нет. Около трех миллионов человек остались вне медицинской страховки. Из-за этого они не могут полноценно пользоваться услугами здравоохранения.
Правительству совместно с Агентством по стратегическому планированию и реформам необходимо подготовить предложения по совершенствованию системы медицинского страхования.
Следующий актуальный вопрос — цифровизация системы здравоохранения. Эта работа идет очень медленно. Нынешний уровень цифровизации не облегчает работу врачей.
В сфере здравоохранения функционирует более 40 информационных систем. Каждая система имеет свои недостатки. Министерство, однако, избегает ответственности и не принимает конкретных решений. А последствия ложатся на врачей и граждан. Правительство должно немедленно решить эту проблему.
По данным Всемирной организации здравоохранения, число зараженных коронавирусом растет. За последние две недели число пациентов увеличилось на 30%. Негативная ситуация осложнилась и в нашей стране. Алматы может вновь войти в красную зону. Основная причина — несоблюдение жителями и врачами мер безопасности.
Необходимо усилить работу МВК. Также стоит активизировать кампанию ревакцинации. В этой работе не должно быть преувеличений. Необходимо учитывать интересы малого и среднего бизнеса
По моему поручению Администрация Президента координирует разработку двух пилотных национальных проектов — «Комфортная школа» и «Модернизация сельского здравоохранения». Они имеют четкие задачи и сроки реализации, ориентированы на конкретные результаты.
Напомню, о чем идет речь. Нацпроект «Комфортная школа» предполагает строительство около 840 тысяч ученических мест по новым строительным стандартам, оснащенных современным оборудованием. Проект нацелен на решение вопроса трехсменного образования, аварийных школ, единообразия условий получения образования. Нацпроект «Модернизация сельского здравоохранения» позволит обеспечить все села положенной медицинской инфраструктурой. Он охватит 650 населенных пунктов с более чем 800 тысячами граждан. Запланирована модернизация 32 районных больниц до уровня многопрофильных медучреждений. В результате расстояние для получения экстренной и среднетехнологичной медпомощи сократится с 500 до 200 км. Правительству в рамках бюджетного процесса до сентября текущего года следует провести все расчеты и принять необходимые меры для реализации указанных нацпроектов»
О совершенствовании денежно-кредитной и налогово-бюджетной политик
«ТРЕТЬЕ. Совершенствование денежно-кредитной и налогово-бюджетной политик.
Приходится констатировать, что за все время существования отечественной финансовой системы нам не удалось добиться полноценного функционирования процентного канала. Это снижает эффективность денежно-кредитной политики – одного из главных механизмов управления экономикой. Для решения этой проблемы требуются комплексные меры как со стороны финрегуляторов, так и со стороны Правительства. Недостаточно действенная монетарная политика также ограничивает развитие финансового сектора, и наоборот.
Сегодня наблюдается ситуация, когда на фоне бурного роста потребительских займов сокращается доля корпоративного кредитования – ключевого фактора экономической активности. За пять лет доля корпоративных кредитов в общем объеме выданных займов уменьшилась с 68 до 41%. Любой мало-мальски значимый проект приходится кредитовать либо за счет государственных институтов развития, либо за счет займов международных финансовых организаций. И это при том, что в банках имеется 11 трлн тенге высоколиквидных активов. Это, по сути, катастрофическая ситуация. Финансовый регулятор отчитывается о принятых мерах в части ослабления пруденциальных нормативов. Однако, как показывают данные, этих мер недостаточно. Поэтому Национальному банку, Агентству по регулированию финансовых рынков совместно с Правительством необходимо выработать дополнительные рычаги и стимулы для вовлечения банков в кредитование реального сектора экономики.
Сохраняет свою остроту вопрос справедливого распределения доходов между уровнями бюджетов. В условиях жесткой фискальной централизации система распределения доходов необъективна. Все регионы, за исключением четырех, превратились в дотационные и зависят от центра. По сути, они не мотивированы увеличивать собираемость налогов. В результате образуется нехватка собственных средств. Местные бюджеты покрывают только пятую часть от необходимого финансирования. Остальное возможно получить, только «договорившись» с центром. Об этом я уже говорил. Все изменения в текущих бюджетах требуют рассмотрения на заседаниях РБК и маслихатов, что часто приводит к излишней бюрократии и затягиванию сроков. В итоге социальные ожидания граждан не оправдываются. Имеются факты, когда строительно-монтажные работы начинаются лишь на третий год. При этом сложившаяся система ставит во главу угла своевременность и полноту освоения бюджетных средств. А эффективность расходов и качество выполненных работ остаются на втором плане.
Новая налогово-бюджетная политика должна максимально децентрализовать финансово-экономические функции центра в пользу регионов. На местный уровень можно передать значительное количество статей доходов и расходов, ужесточив при этом спрос за их реализацию. Только в этом случае повысится роль и ответственность местных властей за конечный результат. Мною уже давались конкретные поручения по совершенствованию бюджетного планирования, межбюджетных отношений, системы оценки. Однако результат минимальный. Мои претензии адресуются Минфину. Поручаю АСПИР совместно с регионами и экспертным сообществом подготовить пакет практических реформ по всем вышеуказанным приоритетам. Реформы должны в полной мере удовлетворять интересы граждан и бизнеса.
Начата работа по противодействию незаконной концентрации экономических ресурсов и возврату незаконно полученного имущества. Были созданы соответствующие комиссии, активность которых в последнее время заметно снизилась. Следует более оперативно принимать меры, направленные на демонополизацию товарных рынков и возврат капитала. Вместе с тем, необходимо исключить любые перегибы и злоупотребления по отношению к добросовестному бизнесу. А такие факты у нас имеются – на местах то и дело продолжается давление на предпринимателей. Если так будет продолжаться, примем жесткие меры в отношении самих сотрудников правоохранительных органов».
О поддержке реального сектора экономики
«ЧЕТВЕРТОЕ. Поддержка реального сектора экономики
Мы являемся свидетелями глобальной борьбы за инвестиционный капитал. Каждая вторая из почти 1 400 крупных зарубежных компаний приостановила деятельность или полностью ушла с российского рынка. Правительству следует создать благоприятные условия для их релокации в Казахстан. Это даст нам хорошие возможности для наращивания производства товаров средних и верхних переделов.
Я поручал Правительству подготовить пул инвестиционных проектов в сфере обрабатывающей промышленности и отработать его с потенциальными инвесторами. Данная работа все еще ведется в режиме совещаний и встреч. В части конкретных результатов пока мало чем можно похвастаться. Новых проектов по существу нет.
Еще раз подчеркиваю – проекты, прежде всего, реализуются в регионах, на местах. Поэтому спрос за их привлечение и доведение до конечного результата с акимов будет такой же, как с министерств.
У нас есть планы по стимулированию инвестиций в разработку недр. Важная задача – обеспечить прозрачность и эффективность работы геологической отрасли страны. Мы много говорим об этом, даже создали отдельное министерство. Однако отсутствие прозрачности и кулуарное принятие решений по сей день сдерживают развитие отрасли – обогащаются люди, имеющие доступ к геологической информации. Подковерную раздачу участков различным фаворитам и дельцам допустить нельзя. Правительство уже несколько лет обещает создать оцифрованный банк данных минеральных ресурсов с открытой геологической информацией. Средства были выделены, но эта важнейшая задача до сих пор не исполнена и забалтывается под разными предлогами. В лучшем случае речь идет о непрофессионализме, в худшем – о преднамеренном саботаже. И то, и другое чревато серьезными последствиями для исполнителей.
В целом, цифровизация идет медленно, на мой взгляд, неудовлетворительно. Я поручал улучшить работу национального холдинга «Зерде», который подвергся критике Счетного комитета. Премьер-министру как куратору цифровизации следует обратить особое внимание на этот вопрос. Неэффективная политика сохраняется и в сфере недропользования. По моему поручению проводится масштабная ревизия неиспользуемых месторождений с дальнейшей их передачей добросовестным инвесторам. Но результаты пока не впечатляют. Имеются также многочисленные факты незаконной добычи ископаемых и действия контрактов с истекшими сроками».
Об энергетической безопасности
«ПЯТОЕ. Обеспечение энергетической безопасности.
Несмотря на проведенную модернизацию отечественных НПЗ, в стране ежегодно возникает дефицит нефтепродуктов. По моему поручению проведена проверка деятельности их деятельности. За 2020-2021 годы зафиксировано 410 фактов внепланового простоя (на Атырауском НПЗ – 372, Павлодарском – 14 и Шымкентском – 24). Текущая процессинговая схема переработки нефти позволяла неэффективным посредникам получать основную долю доходов, тогда как заводы оставались недофинансированными. Было принято решение перейти на комбинированную схему, которая предусматривает осуществление маркетинга нефтепродуктов нефтедобывающими компаниями и самими НПЗ. Это позволит им увеличить доходы, которые можно направить на модернизацию производства и повышение заработных плат.
Эффективность национальных компаний – это по-прежнему серьезная проблема. Сохраняется большой объем административных расходов в национальных и квазигосударственных компаниях. Это недоработка руководства «Самрук-Казына». Многое сделано, но дел еще непочатый край. Нужно пересмотреть базовые нормативы положенности для обеспечения нормального функционирования Фонда. Сохраняет свою актуальность задача перезагрузки его деятельности. Вместо выстраивания эффективной операционной среды и корпоративного управления «Самрук-Казына» по-прежнему напрямую вмешивается в операционную и закупочную деятельность, кадровую политику портфельных компаний. О каком корпоративном управлении, каком IPO можно говорить в данном случае? Я поручаю АСПИР совместно с Правительством и Фондом подготовить конкретные предложения по дальнейшей реформе квазигосударственного сектора.
По оценкам экспертов, осенью в стране может возникнуть дефицит дизельного топлива. Эта ситуация складывается из года в год, и всякий раз во время уборочных работ. Основной аргумент Правительства — вымывание топлива с нашего рынка транзитным транспортом и жителями приграничных регионов соседних стран. Но проблема несколько глубже – существуют организованные, налаженные годами схемы по вывозу отечественных нефтепродуктов в близлежащие государства. АФМ нужно разобраться с этим вопросом. Представьте мне информацию, кто конкретно этим занимается. Затем примем окончательное решение. Также поручаю Правительству, Агентству по защите конкуренции выработать дифференцированные цены на нефтепродукты для транзитного транспорта и по периметру границы. Это снизит ценовой диспаритет с соседними странами и не отразится на ценах для наших граждан.
Ключевую роль в экономическом и социальном благополучии Казахстана играет газовая отрасль. За счет введения новых промышленных объектов и газификации страны потребление газа на внутреннем рынке ежегодно увеличивается. За последние 10 лет объемы потребления газа на внутреннем рынке выросли более чем в два раза – с 9 до 19 млрд кубических метров. Дефицит газа в стране прогнозируется уже в следующем году. При этом нужно понимать, что переориентация газа с экспортного на внутренний рынок – вынужденный шаг, который ведет к потере валютной выручки и ухудшению торгового баланса.
Поэтому для решения данной проблемы необходимы системные меры, в том числе по увеличению ресурсной базы и переработки газа. Только нарастив добычу и переработку газа, государство сможет получать экспортную прибыль и в полной мере обеспечивать внутренние нужды. Поэтому для новых проектов по добыче газа следует проработать фискальные преференции. Правительство также должно четко распределить функции между соответствующими национальными компаниями. Мы были вынуждены до конца текущего года продлить ценовое регулирование на розничную реализацию сжиженного нефтяного газа. Однако искусственное сдерживание цен в будущем может привести к дефициту. Это закон рынка. Поэтому Правительству необходимо принять меры по запуску торгов, не допустив при этом ценовых перекосов.
Крайне важно обеспечить поддержку социально уязвимых слоев населения. Правительству необходимо перейти на проактивный формат социальной поддержки, сделав ее более адресной. Социальную карту семьи необходимо довести до ума, чтобы она наконец стала реальностью. Первоначальная концепция проекта неоднократно менялась из-за участия в ее разработке нескольких ведомств. Поручаю Правительству до конца года запустить Цифровую карту семьи и внедрить Социальный кошелек.
Нельзя забывать и об имеющемся дефиците энергомощностей. Согласно планам энергобаланса, в этом году мы должны были ввести более одного гигаватт мощностей. Однако, реализация ряда проектов отложена. В текущем году будет введено только 31% от планировавшихся мощностей (347 МВт). В условиях энергодефицита такие темпы неприемлемы. Надеюсь, в Правительстве понимают это. Недостаточными темпами идет и усиление электрической сети Южной и Западной зон единой энергосистемы страны. В настоящее время работы по Западной зоне завершены только на 10%. Необходимо принять все меры для своевременной реализации проектов. От этого зависит энергетическая безопасность Казахстана».
О строительстве дорог
«Шестое. В Казахстане есть все необходимые материалы для строительства дорог. Но потенциал отечественного производства используется не в полной мере. Это даже можно назвать искусственным дефицитом. Например, в стране три завода по производству битума. Тем не менее не хватает 200 тысяч тонн битума. Когда строительство идет полным ходом, его цена дорожает в три раза, то есть с 90 тыс. до 250 тыс. тенге за тонну. Поручаю правительству тщательно проанализировать ход добычи и потребления ресурсов, необходимых для дорожного строительства.
Еще один важный вопрос — проведение конкурса по государственным закупкам. С 2019 года в автодорожной отрасли заключены государственные контракты на сумму 1,5 трлн тенге. 40% из них выиграли компании с иностранным участием. Мы оказываем поддержку нашим зарубежным партнерам. Рынок для них всегда открыт. Но наши отечественные компании не принимают активного участия. Правительство должно создать конкурентную среду для местных предприятий. У некоторых крупных компаний недостаточно трудовых и материальных ресурсов. Тем не менее они выигрывают тендер и сдают работу подрядчику. Такая ситуация повторяется ежегодно. Есть даже сведения, что 100% работ было перепоручено другому подрядчику.
Еще один актуальный вопрос — приведение в порядок сервисных объектов вдоль трасс. Сейчас в стране насчитывается 1600 таких объектов. Только 68% из них соответствуют государственным стандартам. Очень плохая ситуация в Туркестанской, Карагандинской и Мангистауской областях, что очень важно с точки зрения транзита.
С текущего года бизнесу возмещается 10% от стоимости объекта, подъезды к ним строятся за счет бюджета. Введено субсидирование затрат на содержание санитарных узлов. Для бизнеса созданы все условия, теперь акимам на местах необходимо организовать качественную работу.
Следующий вопрос касается автодорожной отрасли. Пришло время провести кардинальную реформу. Сейчас в стране два основных оператора следят за состоянием дорог в стране и оказывают услуги. Фактически они оба выполняют одну и ту же работу. Тем не менее обоснованных жалоб от граждан не уменьшается, а качество дорог постоянно подвергается критике. Поручаю правительству объединить «КазАвтоЖол» и «Казахавтодор» и создать единую автодорожную компанию Казахстана. В результате количество сотрудников также будет сокращено.
В целом, эту отрасль необходимо реконструировать комплексно. Целесообразно внедрить международные принципы FIDIC. Им пользуются более ста стран. Эта система позволит эффективно управлять дорожной отраслью, рационально использовать бюджетные средства и снизить риск коррупции на всех уровнях. Многие будут против такой системы. Здесь нужна твердая позиция министра и соответствующего вице-премьера. По данному вопросу необходимо создать специальную комиссию. В нее следует включить членов правительства, представителей Администрации Президента, правоохранительных органов, депутатов. В течение полугода подготовьте и изложите предложения, направленные на исправление всех недостатков, в том числе коррупционных рисков и упущений».