Агентств по защите и развитию конкуренции в отношении Эйр Астана была завершило совместную проверку с органами прокуратуры.
По итогам проверки авиакомпания Эйр Астана решением Специализированного межрайонного суда по административным правонарушениям города Алматы привлечена к административной ответственности на сумму более 876 млн тенге за злоупотребление доминирующим/монопольным положением, выраженное в необоснованном применении топливного сбора, сообщили в АЗРК.
«Установлено, что при приобретении авиабилетов в день вылета либо на ближайшие даты, авиакомпания Эйр Астана необоснованно взимала топливный сбор в размере от 3500 до 6500 тенге со всех категорий пассажиров, фактически нивелируя цель и принцип его применения», — отметили в ведомстве.
Как пояснили в АЗРК, топливный сбор может взиматься только с целью компенсации роста затрат на авиатопливо в период действия тарифа на перевозку, при расчете которого данный рост учесть не представлялось возможным.
По итогам проверки Авиакомпания Эйр Астана заключила антимонопольный комплаенс с Агентством, направленный на сдерживание цен на монопольных/доминирующих маршрутах по внутренним направлениям, в частности предусматривающий:
— во-первых, исключение применения топливного сбора с 6 декабря 2023 года (не распространяется на билеты, которые были проданы с топливным сбором до 6 декабря 2023 года, независимо от даты вылета). К примеру, средняя цена билета по маршруту Астана-Алматы составит 24 435 тг. вместо действующей цены 28 435 тг. (снижение на 14%), по маршруту Алматы-Актау средняя цена составит 31 078 тг., вместо действующей 37 568 тг. (снижение на 17%);
— во-вторых, обязательства по недопущению повышения цен на услуги авиаперевозки пассажиров по внутренним направлениям до конца 2024 года;
— в-третьих, обязательства по реализации билетов Эйр Астана по средним и низким ценам не менее 70% (т.е. только 30% по тарифам класса бронирования Y, B, H) за календарный год, до 31 декабря 2024 года.
Также Агентством инициируются следующие системные меры:
— По инициативе Агентства Министерством транспорта в целях расширения доступа к 5-ой степени «свободы воздуха» приняты меры, расширяющие возможность для иностранных перевозчиков осуществлять в отдельных аэропортах полеты по маршрутам, наряду с отечественными авиакомпаниями. Это позволит стимулировать приход зарубежных авиакомпаний, что положительно отразится на конкуренции и увеличит выбор потребителей;
— Агентством инициированы поправки в законодательство, предусматривающие исключение применение топливного сбора.