«Молоко на всех делили»: чем казахстанцы отличаются от других?

Теги:
322

1 мая в Казахстане отмечается День единства народа. Мы решили вспомнить, как часто в нашей истории мы объединялись, чтобы помочь.

«Мы семья из Киева, переселись в Иваново-Франковск – вот там по счастливой случайности нам выдали большой пакет, точнее, 2 ящика продуктов!». «Нам все дали бесплатно, и все очень вкусно!». «Спасибо, что помогаете нам в такое тяжелое время!»

Почти два месяца назад весь Казахстан сплотился на фоне страшных событий в Украине. Помогали всей страной: кто-то перечислял деньги, кто-то приносил продукты, а кто-то, отложив работу, пополнил ряды волонтеров, которые занимались сбором гуманитарной помощи.

Сегодня в республике проживают 125 наций и народностей. Помощь нуждающимся для жителей страны так же естественна, как и гостеприимство.

Истоки добрых традиций сложились давно, некоторые хранятся в летописях, а некоторые, как предания, передают в семьях от старшего поколения к младшему.

***

Сарыбель, Восточный Казахстан, 1946 год. Пятилетняя Мария Бейсембекова лежит на печке, не в силах даже пошевелиться. Ребенок не может ни есть, ни пить, да и нет дома еды. Мама Аймен сегодня на смене, она работает сторожем.


Война закончилась, но счастья пока не ощущается. Война забрала отца. Война отняла детство. Война заставила воспринимать смерть как что-то естественное.

Еще неделю назад маленькая Маша ходила за коровами – своей и соседки-бабушки, но недавно их коровы не стало. Голод и болезнь сделали свое дело. Теперь и девочка готовится к тому, что ей пора уйти… Мама делает все, но волшебства ведь не бывает.

«Моя мама уже опухла от голода, ее раздуло, и она медленно угасала. Даже говорить не могла, — рассказывает дочь Марии Айгуль. – Повезло, что Аймен-апа встретила ту самую соседку – русскую бабушку, которой мама помогала с коровой. Когда она узнала, что случилось, побежала домой и принесла молока с хлебом».

Почти неделю соседка помогала выхаживать маленькую девочку, поила понемногу и кормила мякишем.

«Тогда не было разделения на нации, религию, на понятия «свой-чужой», тогда все были равными, все были одной семьей, — говорит Айгуль. – Мама выжила и пообещала себе, что всегда будет помогать нуждающимся. Сколько себя помню, у нас всегда кто-то гостил. Двери дома были открыты для всех, а самые вкусные кусочки еды оставлены для гостей. Мы так выросли и так же постарались воспитать своих детей, потому что сегодня ты поможешь, завтра помогут твоим детям».

***

Небольшой, расположенный в живописном месте аул Коктерек в Северо-Казахстанской области – самый старый в этом регионе. История населенного пункта примечательна, учитывая то, что селу более 120 лет.

Аксакалов здесь осталось мало, но они бережно хранят события былых лет. Один из них, 82-летний Секен Кулекин, недавно поделился интересной историей о том, как в годы сталинских репрессий аулчане тепло встречали депортированных сюда немцев, чеченцев, поляков. По словам старожила, на старом кладбище, где давно никого не хоронят, есть могилы некоторых из них…

Старейшина вспоминает, что в последние годы войны по осени в Коктерек прибыли поляки – изможденные, почти умирающие от голода, без теплых вещей.

«Я был ребенком, но из рассказов старших помню, что не оставили казахи приехавших без крова и хлеба. Забирали их к себе домой и помогали обустраиваться – как их оставить? Под временное жилье годились сараи, чтобы утеплить, их обмазывали глиной. Сами в те годы выживали, как могли, но делились всем: одеждой, едой. Собирали в степи стебли, сушили, перемалывали в муку, а из нее пекли лепешки. Скотину держали, молоко на всех делили», — рассказывает он.

Другой аксакал, Хайролла Касымов, подтверждает: были и немцы, и поляки.

«И в наше село, и в соседнее – Карачок – приехали. Теперь нет этого аула. У нас одну семью приютил Айып, его дочка Рузия дружила с польской девочкой. А сам я припоминаю мальчика-чеченца Умара, хотя мне лет 10 было. Играли вместе, на речку бегали, хотя разговаривали на разных языках», — делится аксакал.

***

«Мне очень дорога память о бабушке и маме. Они были сильными женщинами, прошли большие испытания прошлого столетия — голод 30-х годов, две волны репрессий, вторую — по национальному признаку в 40-е, но не разлюбили жизнь», — делится член Акмолинского областного общества немцев Wiedergeburt Людмила Хаврушина.

Ее маму Лидию и бабушку Софью Шульц выслали в одно из местных сел – Серафимовку. Но сначала, в 1932 году, семью раскулачили и сослали в местечко в 150 км от города Котласа.

Лидия Шульц

Софья Шульц

«Оттуда Софья с младшей дочерью, моей мамой, бежали, других не смогли убедить. Так семья разделилась. За восемь дней они прошли 400 километров. Из еды – мешочек муки. Из нее вечером бабушка пекла лепешки. Сначала в Москву подались, потом в Саратов — родственники помогали. Узнали, что без документов можно работать в Грузии, собирать чай, и поехали туда. За сутки работы давали талон, на который можно было купить хлеб. Уже из местного совхоза их в 1942 году депортировали в Казахстан, хотя моя мама была стахановкой. До Красноводска тряслись в теплушках, а там всех вплотную погрузили на баржу — и в море. Не должны были они на берег вернуться, но, видимо, приказ отменили. Чудом спаслись. Три дня ждали вагоны и прибыли на станцию Кокшетау в ноябре, стоял сильный мороз», — рассказывает женщина.

Дальше женщин распределили в село Серафимовку, они попали в семью Нуяндиных. Полгода Лидия Шульц работала здесь, потом забрали в трудармию – в соликамскую тайгу, на лесозаготовку. Женщина прошла три лагеря. Выжила. После окончания войны вернулась домой, была награждена медалью «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны».

«Папа вернулся с фронта только в 1947, встретил маму, поженились. А Серафимовка стала нашей родиной. Хорошо помню две семьи — Каиржановы, Сейдахметовы. И вообще, не было в селе разлада, раздоров — любая апашка просто так мимо не пройдет: то куртом угостит, то баурсаком. Добрые все были. Беккожа Каиржанов учил нас, чтобы мы помнили своих предков»,- вспоминает собеседница.

Бабушка Людмилы Хаврушиной Софья прожила 103 года, а мама — 93.

***

Трагедия в семье Сеньких случилась 3 апреля 1930 года, как позже, уже в 21 веке, узнали их родственники из российских архивов. В тот день их фамилии попали в список людей, подлежащих выселению как кулаки.

Имена 20-летнего Николая и 19-летней Акулины попали в документ, подписанный жителями села Алексеевки (Оренбургская область). В этой ведомости были имена только совершеннолетних, дети там не указывались. Причина такого жестокого наказания – прибег к наемному труду, значит – кулак-эксплуататор.


Вмести с ними «врагом народа» стал отец Николая и его дядя с семьей. Всех их отправили в Казахстан, а именно – Карагандинскую область, Осакаровский район. Название района происходит от казахского слова «Аса қарлы» (много снега), из-за его природной особенности. В такие жестокие условия была направлена семья.

Помочь им выжить помогло местное население. Помогали, кто чем мог: едой, строительством «хаты», как тогда было принято называть дом. Благодаря такой помощи Николай и Акулина смогли создать большую семью – у них родилось восемь детей, которые выжили в этих условиях, встали на ноги и создали собственные семьи. Всю жизнь дети «кулаков» с любовью и благодарностью вспоминают свою родину – поселок №5 в Осакаровке и его добрых жителей.

***

1 мая – День единства народа Казахстана. Праздник отмечается с 1996 года. В нашей многонациональной стране он по праву стал одним из самых добрых и светлых. Праздник дружбы, взаимовыручки и понимания.

Предыдущая запись
Алмағамбет көлінен 507 килограмм балық өлексесі жиналды
Следующая запись
Асанали Ашимов: «Горжусь, что родился казахом»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Видео

Қала әкімнің біріңғай қабылдауы жаңа форматқа көшті

Новость дня

Популярное среди читателей

Колонки редакторов

Все теги

Меню