Нередко на просторах интернета и пабликах с многомиллионной аудиторией можно встретить объявление о том, что найдены документы, включая удостоверения личности. И, если некоторые админы перед публикацией предусмотрительно затирают данные, то есть и те, кто не придает этому значения. Как оказалось, «растеряшам» после обнаружения потери, нужно незамедлительно обращаться в уполномоченные органы. А лучше всего — не носить с собой ежедневно документы и пользоваться электронными.
«Первым делом необходимо обратиться в государственный орган для замены удостоверения личности в связи с утерей. После получения новых документов старые уже будут недействительны. Если ваши документы были украдены, то обязательно нужно обратиться в правоохранительные органы по факту кражи личных документов. Отмечу, на сегодняшний день существует сервис цифровых документов. Преимущество сервиса в том, что при входе необходимо пройти верификацию, поэтому доступ к ним ограничен. Если у вас на телефоне хранятся документы, советую поставить пароли и функцию face id на папки хранения», — рассказала юрист Айман Айсина.
Айман также отметила, что при закрытии фирмы также должны правильно утилизировать все документы, в том числе на которых есть личная информация бывших сотрудников.
«В случае, если при оказании услуг ведется сбор и обработка персональных данных, то такие организации обязаны предварительно брать согласие. Персональные данные должны уничтожаться таким образом, чтобы их невозможно было восстановить, поэтому просто выбрасывать документы в корне неправильно», — уточняет девушка.
На каждый сбор личных данных нужно разрешение, подмечает героиня. Отметим, что в последнее время родители вынуждены делиться своими и данными своих детей с платформами, распределяющими места в детских кружках и секциях. Сами эти платформы разрабатывают частники. Мы решили выяснить, может ли частник передать эти данные злоумышленникам?
«Частные компании могут оказывать такого рода посреднические услуги. Обязательно проверяйте на сайте наличие политики конфиденциальности, а перед тем, как заполнить заявку на сервисе обязательно должно быть подтверждение согласия на сбор и обработку персональных данных», — разъясняет наша героиня.
Напомним, каждый гражданин РК имеет свой ИИН — код, в котором зашифрована вся информация о человеке — от даты рождения до наличия административных штрафов, задолженности, судимости и т.п. С помощью заветных цифр, можно выяснить о постороннем и близком вам человеке немало.
Отметим, делиться личными данными, фото документов и карточек небезопасно. Также не стоит разглашать не знакомцам личные адреса и номера телефонов. На сегодняшний день участились случаи, когда мошенники пользуются доверчивостью казахстанцев.