Журналист Сергей Дуванов высказался о предстоящих выборах президента, коалиции оппозиции и поразмышлял о политике Токаева.
«Особенность казахстанской оппозиции — она активизируется после объявления досрочных выборов. Активный период продолжается чуть больше двух месяцев, после чего все возвращается в исходное латентное состояние до следующего объявления выборов», — считает журналист.
Думаем, многие читатели с этим согласятся. Взять того же Косанова, которого, кроме как узких кругов, до предвыборной гонки с Токаевым знать никто не знал. Впрочем, и после выборов, как ни удивительно, этот кандидат от оппозиции ничем не отличился — и вот после объявления Токаевым выборов снова появился в информполе со своим желанием участвовать. Очень похоже, что у него, как говорят военные летчики, случился «таран».
«Условия для работы оппозиции в Казахстане близки к экстремальным. Назарбаев создал политическую систему, в которой оппонировать власти очень трудно и рискованно, а уж предъявление претензий на власть — подвиг. Эта система не изменилась и в «Новом Казахстане» Токаева».
Добавить нечего.
«К сожалению, за 30 лет бездарного правления Назарбаева и его откровенно антинародной политики оппозиция так и не смогла аккумулировать и возглавить недовольство масс. Оппозиция для большинства казахстанцев так и не стала реальной альтернативой власти и не получила широкой поддержки со стороны граждан», — говорит журналист.
«В казахстанском обществе существуют три сегмента политических предпочтений. Первый представлен теми, кто поддерживает власть в нынешнем ее формате. Второй — это казахстанцы, поддерживающие оппонентов власти из оппозиции. И самый большой сегмент казахстанского общества — те, кого не устраивает ни власть, ни нынешняя оппозиция. Вот они-то и могут решить, каким быть Казахстану в будущем. Увы, пока это «сомневающееся большинство» не определилось в своих предпочтениях и ждет своего часа».
Но хотим напомнить, уважаемые читатели, про нововведение Токаева, а именно про графу в бюллетене «Против всех». Что это значит? Это означает только одно: есть вероятность, при которой ни один из кандидатов может не набрать пороговый уровень. Тогда выборы будут переназначены, значит, быть второму туру.
«Теперь — о наивности тех, кто пытается возражать против досрочных выборов и требовать от президента Токаева их отмены. (…) Нужно понимать, любая авторитарная власть уважает только силу. Если бы оппозиция в Казахстане имела мощную поддержку в массах, выводила на свои митинги сотни тысяч человек, имела своих депутатов в парламенте – такие требования были бы вполне уместны, и к ним, возможно, власти бы и прислушались. Сегодня же это ничего, кроме улыбки, вызвать не может», — заявляет он.
«Нужно предложить новых лидеров, не замаранных старой властью, и ясные и понятные всем лозунги, главным из которых должен стать: «Со старой властью не может быть нового Казахстана», — считает журналист.
Тимур Казьмин