С полок аптек Шымкента исчез целый перечень препаратов — от жаропонижающих до препаратов для гипертоников. И если дефицит препарата «Ибуфен» в виде суппозиториев (свечей) для детей многие связывают с сезонным подъемом заболеваемости разными вирусными и кишечными инфекциями, то вопрос — подъем сезонный. Однако раньше таких проблем не было.
На самом деле, проблема гораздо глубже, и озвучивали ее еще год назад, когда появился приказ о предельных ценах на розничную реализацию, говорит директор ОЮЛ «Ассоциация фармацевтических и медицинских организаций «Даму» Хадиша Альжанова:
«Согласно приказу, мы не имеем права превышать предельные цены на розничную реализацию, указанную в том самом документе. В противном случае на аптеку наложат штраф, причем немаленький. Например, были случаи, когда аптеки устанавливали стоимость, превышающую две тенге, и в итоге платили штраф более миллиона тенге. Мы, проанализировав приказ, выявили, что около 400 препаратов имеет одинаковую цену оптовую и розничную. Это, конечно, нонсенс. Предпринимателю невыгодно продавать такие препараты, поскольку он не получает прибыль. Опять же, отказываться от этих препаратов тоже нельзя — можно потерять клиентуру».
Напомним, согласно приказу, утверждены новые предельные цены на 7 256 торговых наименований лекарственных средств для оптовой и розничной реализации.
Нетрудно догадаться, что при таких условиях рано или поздно из аптек исчезли бы те или иные препараты.
«Исчезновение некоторых препаратов связано с тем, что у производителя отпускная цена намного выше чем наша предельная. Поэтому некоторые лекарства не закупают», — поясняет Хадиша Дербисовна.
На ассортимент аптек повлияла и политическая ситуация, говорит наша собеседница: «В связи с последними событиями в мире некоторые препараты к нам больше не поступают. В Украине приостановлены заводы. Оттуда к нам поступало 15-18% всех препаратов. Например, валидол, корвалол исчезли с полок. Также сократилось количество солевых растворов, которые мы получали из России».
По словам эксперта, неустойчивый валютный рынок также диктует свои правила. Тем не менее, у каждого препарата есть аналоги. Поэтому бежать в аптеку и закупать лекарства на всю оставшуюся жизнь, при этом сея панику, не стоит.
«У нашего населения отсутствует культура потребления препаратов. Они могут из-за слухов или по рекомендации соседа сломя голову искать лишь один препарат. Но, конечно, нам бы тоже хотелось, чтобы у нас на полках были все лекарства, хоть дороже, но были. Но всю логистику тормозит наш закон о предельных ценах на медицинские препараты», — говорит Альжанова.
У Ассоциации ест конкретные предложения по изменению ситуации в лучшую сторону.
«Государству логичнее было бы установить предельные цены, там, где идет покупка и продажа со стороны государства, то есть закуп препаратов для больниц или в рамках ОСМС. И убрать эти ограничения с рынка. Потому что слишком завышать цены никто не будет, так как у каждого препарата есть свой срок хранения, свои требования и спрос», — рассказала Хадиша Альжанова.
Но будут ли фармацевты услышаны?
Сарбиназ Алдабергенова