Авария на КТК приведет к негативным последствиям, только если порт простоит вхолостую полгода – эксперты

Теги:
163

Известные казахстанские финансовые эксперты провели экономическую конференцию на онлайн –площадке «ExpertPublicSpace». Эксперты обсудили ряд вопросов по положению экономики Казахстана в новых геополитических условиях, в частности последствия аварии на Каспийском трубопроводном консорциуме, передает корреспондент Elitar.kz.

По мнению экспертов, с начала вторжения Российской Федерации на территорию Украины казахстанские власти опасались вторичных санкций в отношении союзников. Однако сейчас появилась более реальная проблема – авария на международном нефтетранспортном порту КТК в черноморском Новороссийске, откуда большая часть казахстанской и российской нефти отправляется на внешние рынки.

Финансовый обозреватель Сергей Домнин смотрит на ситуацию пессимистично. По его словам, пострадавший во время шторма порт переправлял около 24 миллионов тонн казахстанской нефти ежегодно, а это – около 80% от всего экспорта.

«Изначально вышло из строя одно выносное причальное устройство, через которое нефть попадает на танкеры. Потом второе, и даже был период, когда сутки не работало третье ВПУ. С 25 числа первое ВПУ подключили, а на ремонт второго, по словам представителей КТК, нужно две-три недели. При этом в штатном режиме всегда работало два причальных устройства. Если ремонт действительно за это время закончится, то проблем с поиском альтернативных путей отгрузки не будет», — отметил Сергей Домнин.

Однако, как он считает, будут проблемы с апрельскими отгрузками, а это – сокращение экспорта в три-пять раз.

«Ежемесячно мы направляем в Европу и США около 5,5 тонн сырой нефти, — уточнил финансовый обозреватель. -Сейчас Казахстану нужно продумывать и другие пути отгрузки, поскольку 80 % экспорта висит «на одном гибком шланге». По словам министра энергетики РК Болата Акчулакова, Казахстан из 54 млн тонн добываемой нефти может по другим каналам отправлять 16 тонн. Что делать с оставшимся сырьем – непонятно, скорее всего, придется серьезно сокращать объемы добычи».

Экономист и бывший советник Председателя Нацбанка РК Айдархан Кусаинов считает, что в настоящее время нет смысла трагедизировать ситуацию: да, авария неприятная, но обратимая и существенной потери денег Казахстану не стоит ожидать.

«С точки зрения наполнения бюджета нефтедолларами, нужно понимать, что у нас сначала доходы поступают в нацфонд, а потом уже идут в бюджет. То есть эти деньги отсепарированы от бюджета. И решение о том, сколько денег брать из нацфонда и делать трансферт в бюджет, принимает правительство. Даже если случится так, что у Казахстана вообще больше не будет нефти, в национальном фонде все еще есть деньги, для этого и создавался этот резервный актив», — отметил Айдархан Кусаинов.

Эксперт отметил, что Правительство Казахстана еще в самом начале предлагало нефтяным компаниям помочь в отработке дополнительных транспортировочных маршрутов, однако они отказались в пользу КТК и решили инвестировать именно в западное направление.

«Все эти нефтяные проблемы нас не затрагивают. Санкций на экспорт казахстанской нефти не может быть по той причине, что нефть чисто физически не наша, эта нефть по соглашению о разделении продукции по большей части принадлежит иностранным подрядчикам — консорциумам «Кашаган», «Тенгиз Шевройл», «Карачаганак». Это нефть их, и какие же санкции Америки могут быть на свои же нефтяные компании?!», — риторически закончил свой комментарий г-н Кусаинов.

Экономист Расул Рысмамбетов поддерживает коллегу, считая, что в краткосрочной перспективе авария на КТК не повлияет на экономику Казахстана. По его мнению, говорить стоит не об убытках, а об упущенной выгоде.

«Относительно развития китайского направления транспортировки нефти могу сказать, что оно менее доходное. В долгосрочной перспективе же переживать нужно в том случае, если КТК простоит полгода. Казахстанское правительство много ругают за то, что у нас недиверсифицированная экономика и мы зациклены на сырье. Вот сейчас прекрасный момент, чтобы развивать нефтехимию. Все, кто хотел сырья, теперь его получат», — подчеркнул Расул Рысмамбетов.

Напомним, ранее мы писали о том, что на онлайн –площадке «ExpertPublicSpace» финансовые аналитики обсудили вопрос безопасной торговли с Россией, вторичных санкций в отношении Казахстана и других союзных государств (https://elitar.kz/ru/materialy/politika/kak-sankts…), а также вопрос продовольственной безопасности и развития рынка пшеницы (https://elitar.kz/ru/materialy/politika/chto-ozhid…).

Акмарал Лонькина

Предыдущая запись
Право на забастовку: прокурор Шымкента рассказал, в каких случаях протест могут признать незаконным
Следующая запись
« Қиындықтан, жоқшылықтан шаршадым» — деп өзі мен балаларының өмірін қимақ болған келіншектің мәселесі шешілді

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Видео

Қала әкімнің біріңғай қабылдауы жаңа форматқа көшті

Новость дня

Популярное среди читателей

Колонки редакторов

Все теги

Меню