За январь–сентябрь 2022 года численность посетителей въездного туризма составила 3,4 млн человек — в 3,6 раза больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Однако существенный рост количества прибывших в РК людей не связан с улучшением туристического кластера страны.
«Рост въездного туризма можно охарактеризовать двумя факторами. Во-первых, это обусловлено улучшением ситуации, связанной с пандемией коронавируса, и снятием всевозможных карантинных ограничений. Во-вторых, такой существенный рост объясняется прибытием огромного количества людей из соседней России из-за ситуации с мобилизацией и в целом с войной в Украине. Но даже несмотря на это, выездной туризм заметно превалирует над въездным. Так, за девять месяцев 2022 года в другие страны отправились отдыхать 5,6 млн казахстанцев — в 2,2 раза больше, чем за аналогичный период предыдущего года», — сообщает energyprom.kz.
Численность посетителей внутреннего туризма в пределах страны также увеличилась: плюс 25,1% за год, до 4,9 млн человек.
В целом направление туризма в Казахстане все еще можно считать ахиллесовой пятой развития государства. Несмотря на множество предпринимаемых мер, ситуация не меняется, а положение дел остается плачевным.
«В рейтинге лучших стран для туризма, составленном U.S. News, Казахстан оказался на 84-й строчке, заняв предпоследнее место среди 85 стран мира. Худшие позиции страна делит с Ираном. В этом рейтинге Казахстан уступил не только таким странам, как Украина, Узбекистан, Азербайджан, Беларусь, Россия, но и Замбии, Ливану, Мьянме и другим. Рейтинг, составленный авторитетным изданием, наглядно демонстрирует положение дел в секторе. Формирование туристского имиджа РК является одним из стратегических направлений развития, однако предпринимаемые меры явно неэффективны, а некоторые шаги и вовсе весьма спорные. К примеру, в Казахстане периодически проходит Казахстанская международная выставка KITF «Туризм и Путешествия», которая по большей части способствует развитию выездного туризма. Выставку посещают представители разных стран, с которыми отечественные туроператоры и другие компании заключают договоры и меморандумы», — отмечает ведомство.
Согласно отчету KITF за 2022 год, наиболее интересным для посетителей выставки является именно международный туризм. Также на выставке активно продвигают деловой, образовательный, медицинский и оздоровительный туризм, включая вопросы приобретения недвижимости за рубежом. Раздел внутреннего туризма также присутствует, однако участие в выставке — не из дешевых. Несмотря на то, что выставка по большей части направлена на выездной туризм, она пользуется поддержкой Министерства культуры и спорта РК, акимата города Алматы, нацкомпании Kazakh Tourism, НПП «Атамекен» и прочих.
Еnergyprom.kz отмечает, что вместо развития внутреннего туризма и привлечения туристов извне уполномоченные органы поддерживают выставки, сфокусированные на продвижении выездного туризма. При этом местные казахстанские туристские выставки не получают должной поддержки со стороны государства, несмотря на то, что продвигают в первую очередь местный туризм.
Тем временем, согласно отчету о результатах мониторинга реализации бюджетных программ (подпрограмм) Министерства культуры и спорта РК за 2022 год, в категории «Стимулирование развития туризма и туристической деятельности» ведомству предлагалось 402 млн тг. Это довольно скромная сумма, и однако даже здесь процент исполнения составил всего 21,3%, а неосвоенная сумма — 316,2 млн тг. Из них:
• исполнение плана по субсидированию затрат туроператоров в сфере въездного туризма за каждого иностранного туриста составило 10,3%;
• исполнение плана по субсидированию стоимости билета, включенного в туристский продукт, при воздушной перевозке несовершеннолетних пассажиров на территории РК составило 36,1%.
«При таком халатном отношении со стороны ответственных за развитие отрасли ведомств неудивительно, что сфере туризма в стране, прямо скажем, гордиться нечем. Внутренних туристов необходимо удерживать, въездной туризм — всячески стимулировать, а о выездном пусть заботятся самостоятельно те страны, в которые утекают деньги казахстанских туристов, потраченные вне РК. К слову, в Казахстане регулярно говорят о важности воспитания патриотизма. Неплохо было бы начать это воспитание с того, чтобы сделать красоты и значимые места РК доступными и привлекательными хотя бы для самих казахстанцев. Сейчас в этим в стране все достаточно пессимистично», — резюмирует energyprom.kz.