Переполненные мусорные контейнеры, горы пакетов вокруг них и неприглядные кучи вдоль городских улиц. Да, это Кокшетау.
«Когда закончится бардак?»
«Наш двор — это три многоэтажных дома, это 600-630 квартир. А баков для мусора всего семь, разве их хватит на всех жильцов? Почти все лето там творился бардак, возле контейнерной площадки пройти невозможно было: по пять дней мусор не вывозился, в жару стоял смрад. Контейнер заполнен, куда мешок кидать? Рядом ставят, а потом собаки его рвут – все содержимое наружу вываливается, вокруг домов разлетаются отходы. Пока в акимат не позвонишь — не вывезут», — жалуется пенсионерка Айгуль Ахметовна, проживающая по проспекту Абылай хана, 1/3.
Операторы call-центра iKomek-109, который принимает обращения жителей Кокшетау и Акмолинской области, касающиеся сферы ЖКХ, не скрывают: жалобы на несвоевременный вывоз мусора по разным адресам поступают ежедневно. Впрочем, то, что мусорная проблема весьма актуальна для города, можно понять, заглянув на страницы в соцсетях этого сервиса и местные паблики. Сотрудники службы поступающие сигналы направляют мусоровывозящим компаниям. Отслеживать ситуацию помогают и видеокамеры, установленные на домах рядом с контейнерными площадками.
Напомним, с 2017 года единственное предприятие, занимавшееся тогда вывозом мусора, -было ГКП на ПХВ «Кокше Тазалык» — частная компания. С тех пор в городе в разные периоды работало от трех до шести организаций. Однако большая их часть покинула рынок из-за убытков.
Сейчас вывозом отходов из жилого городского сектора занимаются четыре компании, самые крупные из них — ТОО «Кокше Тазалык» и ИП «Елемесов».
По мнению руководителя последней, Ади Елемесова, город действительно может зарасти мусором, но только… по вине самих горожан.
«У нас и МЖД, и частный сектор, то есть микрорайоны Сарыарка, Жайлау, Боровской, район старого мясокомбината, улицы Джамбула, часть Уалиханова и входящие в черту города село Красный Яр и поселок Чайкино. Плюс оказываем услуги организациям по госзакупкам — школы, больницы, детские сады. Да, основная нагрузка по вывозу — на «Кокше Тазалык» и нашем предприятии. Проблема такая: люди не понимают, что платят они только за вывоз твердых бытовых отходов, то есть, по Экологическому кодексу РК, это все, что мы выносим из кухни — пластик, бумага, стекло, остатки пищи. Но жители, особенно в частном секторе, выбрасывают золу, ветки, туда отправляется крупногабаритный мусор, например, ненужная мебель или стройматериалы. А мы не обязаны это вывозить! В нынешний тариф — 151 тенге с человека — не укладываемся, у меня абонентская задолженность – около 20 млн тенге. Это при сборе 7 млн в месяц. Просто платить за мусор не хотят, зато много рассуждают, как мы плохо работаем. А как мне машины заправлять, зарплату выдавать? Если бы все исправно платили, мы бы взяли еще работников и работали бы не в две, а в три смены. А действующий тариф не повышался с 2012 года, сейчас мы подали документы на его пересмотр. Если этого не произойдет, мне нет смысла дальше работать – это нерентабельно», — заявляет он.
По словам Ади Елемесова, ежедневно на линию выезжают три грузовика из имеющихся семи – такого количества вполне хватает, если не нарушать нормы накопления мусора. Бывают, конечно, поломки, но это не так существенно влияет на процесс, отмечает он.
Затронул предприниматель и еще одно слабое звено в мусорной цепочке:
«В радиусе 80 км нет ни одного работающего узаконенного полигона ТБО. А это влияет на общую чистоту, экологическую ситуацию: у горожан была бы возможность вывозить габаритный мусор прямо на полигон, а не сгружать тайком возле контейнеров. К тому же было бы меньше стихийных свалок вокруг города».
Пока ни полигона, ни завода
Не секрет, что эта тема возникает почти на каждой встрече представителей местной власти с журналистами. Аким Кокшетау Бауржан Гайса не устает повторять, что вывозом мусора занимаются на конкурентной основе. Выступая в прошлом году перед журналистами с отчетом о социально-экономическом развитии Кокшетау, глава города признал: очереди из компаний, желающих заниматься этим направлением, нет, потому что уборка мусора – дело заведомо убыточное.
«Если есть желающие – пусть приходят, мы с удовольствием дадим им участок. Вопрос очень серьезный, непростой», – комментировал он. И пояснял: есть договоренность с корейской компанией, предложившей комплексный подход – мусороперерабатывающее производство – и успевшей даже зарегистрировать здесь фирму «Кокшетау ТБО».
Но в какие сроки построят завод, ясности не было даже у акима. Откровенно он говорил и о том, что положение усугубляют оба бездействующих полигона для отходов: «Это самая главная проблема. Три раза выбирали участок, так как по закону нужна 15-километровая зона. Недавно взяли участок в Зерендинском районе, оформим документы, но на строительство уйдет минимум три года».
При этом градоначальник заверял: мусорного кризиса не допустим.
Напомним, старый полигон по Омской трассе был закрыт в связи с тем, что он находится слишком близко к действующему аэропорту. Открытый новый полигон за селом Красный Яр, оказалось, тоже не соответствует нормам, да и жители близлежащего к нему поселка Элита были против, мягко говоря, малоприятного соседства. Поскольку альтернативы нет, компании продолжают вывозить собранные отходы на старые участки. За это их штрафуют экологи.
К слову, недавно вопрос строительства и оформления полигонов для утилизации и переработки твердых бытовых отходов в населенных пунктах региона, в том числе Кокшетау, снова обсудили депутаты облмаслихата. В густонаселенных районах они предложили создавать так называемые узловые полигоны, рассчитанные на несколько населенных пунктов, и продумать инструменты субсидирования мусороперерабатывающего бизнеса, возможность включения строительства полигонов ТБО в программу «Ауыл – Ел бесігі». По озвученной там информации представителя Управления природных ресурсов и регулирования природопользования, сейчас ведется корректировка ТЭО нового полигона твердых бытовых отходов с мусоросортировочным пунктом в Кокшетау, оформление земельного участка в 60 га в Кусепском сельском округе Зерендинского района. Выбранный участок отвечает всем требованиям Экологического кодекса, расположен на землях ТОО «Дихан Плюс» и находился в залоге АО «Фонд проблемных кредитов», но уже высвобожден из-под залога. Ориентировочная стоимость реализации проекта – 6-7 млрд тенге.
Бестарный метод: «за» и «против»
Свое недовольство по этому поводу выражают жильцы частного сектора по улице Кенесары, 104.
«Мы не раз обращались в акимат с просьбой вернуть контейнеры, потому что от этих сваленных в одно место мусорных пакетов одна грязь и вонь. А нам говорят: в вашем районе бестарный метод вывоза мусора. Вот сегодняшняя гора лежит и тухнет больше недели, никому дела нет. Как с детьми гулять? Антисанитария полная: собаки пакеты рвут, растаскивают по всей улице остатки продуктов, консервные банки, пластиковые бутылки валяются во дворе, на тротуаре. К тому же здесь оживленный перекресток, из дырявых пакетов все попадает на дорогу. Дома собирать мусор, поймите, тоже не вариант. К тому же определенного дня и времени, когда вывозят мусор, мы не знаем. Ну можно же в 21 веке наладить эту работу?» — возмущаются они.
«Мы с жителями обсуждали неоднократно: если хотим оставить прежний тариф, то давайте мусор правильно собирать, сортировать. После переговоров с компаниями предложили горожанам вариант раздельного сбора пластика, бумаги, стекла и металла. Вы же знаете, сколько занимает места в ведре объемный мусор — коробки, бутылки. Что происходит на деле, видите. Одновременно поднимался вопрос обязательного наличия у юрлиц, например, кафе-ресторанов, собственных контейнеров, чтобы в общие контейнеры не попадало огромное количество пищевых отходов, что сейчас и происходит. МЖД, субъекты бизнеса, любой собственник должны заключать договоры на вывоз ТБО. Это было бы и экологичное, и эффективное решение проблемы. Пришли к бестарному методу, потому что единственный выправить положение — сделать мусорный бизнес привлекательным. Как только мы начнем какие-то репрессивные меры, любой из них распрощается с нами, учитывая сегодняшний тариф. Но этот метод приживается с трудом», — констатирует внештатный советник акима Кокшетау по вопросам ЖКХ Айгуль Аринова.
Почему? По ее мнению, корень в уровне ответственности самих горожан:
«С жителями встречаюсь много, нередко слышу: мы впервые слышим о графике вывоза мусора, впервые слышим об ОСИ, кто у нас депутат и так далее. Сложно достучаться до людей, если они не хотят вникать. И знать не хотят, и платить элементарно не хотят. Накопившиеся долги за мусор – это беспрецедентно, горожане должны 54 млн тенге. Большинство должников — в частном секторе. Есть и другая загвоздка. У «Кокше Тазалык» сгорели три мусоровоза по причине того, что люди зимой вывозили золу и скидывали в контейнеры. Мало того, что выкидывают в бак то, что нельзя, но и привыкли выносить его круглосуточно. Увеличивается число контейнеров, мусор многоквартирных домов вывозится раз в сутки, а чище не становится. Сортировать не хотим, запаковывать пакеты перед тем, как выкинуть, тоже не хотим… Владельцы частных домов договоры на вывоз ТБО не заключают, но и своих контейнеров у них нет. Куда они выносят мусор, догадаться нетрудно. Слишком много «не», мне кажется».
Свои слова Айгуль Аринова подкрепила примером: бестарный метод успешно используется в Кызылорде, где жителям выдают определенное количество мешков для сбора ТБО, которые мусоровоз забирает в определенное время.
Она не скрывает: проблема многослойная, чтобы ее решить, нужны общие усилия – и горожан, и власти. А пока Кокшетау тонет в бытовых отходах.
Аэлита Таева