Мастерица традиционной вышивки крымских татар Васпие Алиарова, чья персональная выставка проходит в Центральном выставочном зале ГМИ РК имени Абылхана Кастеева до 12 апреля, считает, что в каждом элементе вышивки есть свой тайный смысл.
«Волшебный орнамент крымско-татарской выставки» — так называется экспозиция мастерицы. Это первая ее персональная выставка, в которой представлено около 50 работ: амулеты дуалык, чехлы для Корана, женские головные уборы фесы, клатчи, кошельки, сумочки и картины.
Сама Васпие рассказывает, что орнамент – это своеобразный язык души, а вышивка — один из любимых видов творчества крымских татар. Создавая произведения искусства, вышивальщица вкладывает в вышивку свою душу. Например, работая над чехлом для Корана (Коран кап), она старается «закодировать» в образах свое пожелание для будущей семьи: достаток, благополучие, развитие рода. Ведь по традиции невеста шла в семью своего мужа с Кораном. Здесь она должна была проявить себя со всех сторон: как женщина и как мать. Поэтому на титульной крышке чехла изображалось дерево. По словам Васпие, его можно было поделить на три части: нижняя часть – корни, означающая прошлое, связь с предками; средняя часть – ствол дерева, который символизирует настоящее; верхняя часть – крона, от разветвления ее веток зависело будущее. А в будущем, конечно, предполагалось много детей, чтобы род продолжал развиваться дальше.
Самое интересное в том, что профессионально заниматься вышивкой Васпие Алиарова начала восемь лет назад. А подтолкнул ее к этому случай. Мастерица является заместителем председателя крымско-татарского культурного центра «Ватандаш». Поскольку Ассамблея народа Казахстана ежегодно проводит выставку творчества, ей нужно было найти национальные изделия. Но где их найти? И тогда к ней пришла мысль: «Почему я не могу этому обучиться?».
Свое обучение Васпие проходила у мастериц из Крыма: Лили Каишевой, Халиды Кипчаковой и ВенерыКурмаевой.
«Это занимало очень много времени, но оно того стоило. Результат превзошел все ожидания моих учителей. В крымско-татарской вышивке десять традиционных техник и 60 швов. Конечно, все изучить не получится, это очень долго и сложно. Я же еще хочу освоить технику «татар ишлеме», как раз именно эта техника вышивки отличает крымско-татарскую вышивку от вышивок у других народов», — поделилась Васпие своими планами.
Причем мастеров, владеющих крымско-татарской вышивкой, в Казахстане почти нет.
Ляззат Кусаинова