Среди автомобилей покупателей, которые приехали на закуп на базар «Автонур», не сразу заметишь, как в углу грустно доживает свой век раритетный автомобиль. Посмотрев на проржавевший кузов авто, не сразу и признаешь в нем ту самую «Победу». В советское врем машина была мечтой многих людей. Сейчас же автомобиль сиротливо стоит под снегом и дождем и, видимо, ждет своего последнего, «утильного» часа.
Жительница третьего мегаполиса Екатерина Попкова отмечает, что сотрудник парковки и сам запамятовал, кто и когда оставил тут свою «Победу». Выяснить, кто хозяин и нужна ли ему раритетная машина, не удалось.
«Интересный привет из прошлого обнаружила на одной из шымкентских парковок рядом с рынком. Там стоит заброшенный автомобиль «Победа». Как долго, выяснить не удалось. Сотрудник парковки говорит, что уже сам и не припомнит. Состояние машины, конечно, печальное, но она сумела дожить до нашего времени. И даже салон целый. Думаю, что вполне возможно вернуть ей вторую жизнь. А может, у нее и хозяин есть», — рассказывает Екатерина.
Мало кто знает, что работа над созданием этого автомобиля началась еще в годы войны на Горьковском заводе. Руководил проектированием машины Андрей Александрович Липгарт. Авто первоначально планировалось назвать ГАЗ-25 «Родина». Но после презентации Иосифу Сталину и его вопроса: «Так сколько же будет стоить Родина?» машину было решено переименовать в «Победа». Официальный запуск конвейера состоялся, как и планировалось, в июне 1946 года, но это было, по сути, штучное производство по обходной технологии.
Руководитель мастерской Retro garage Дамир Гафаров уверен: восстановить автомобиль можно, однако необходимо желание хозяина автомобиля. На то, чтобы подарить «Победе» новую жизнь, может уйти около года.
«По деньгам себестоимость реставрации машины, которая на фото, наверное, где-то около $35 тысяч (это плюс-минус). В свое время, когда автомобиль вышел с конвейера, он очень ценился, это был современный автомобиль. Именно для своего времени это был хороший и интересный автомобиль. Мы восстанавливали машины и в гораздо худшем состоянии — опять-таки, если человеку интересен именно тот автомобиль, который он нам предоставил. Кроме того, что находим запчасти, приобретаем и «донора», потому что запчасти не все можно найти. Сейчас время такое — люди в космос летают, а машину восстановить вообще не проблема», — делится руководитель компании по реставрации автомашин Дамир.
Сейчас на сайте объявлений отреставрированное авто можно купить за 10 млн тенге, а вот такую «убитую» машину — за 850 тысяч тенге. Большой выгоды владелец после реставрации не получит, а потому такое авто может заинтересовать только истинного ценителя раритетных автомобилей.
Возможно, после этого материала хозяин «Победы» решится на спасение автомобиля — или же машина так и останется забытой на рыночной парковке.
Алиса Бойко для elitar.kz