Сам обидел — сам прощаю — почему сами ответчики обрабатывают жалобы казахстанцев

355

Первые итоги работы административных судов обнажили большую бюрократическую проблему, влияющую на рост социальной напряжённости в стране. Речь идёт о привычной для многих вышестоящих госорганов практике перенаправлять жалобу гражданина в ту инстанцию, на которую он, собственно, и жалуется. Тем самым теряется сам принцип контрольной функции госоргана, который должен стоять «над ситуацией», и появляется коррупционный риск. Об этом говорят юристы.

«По закону, вышестоящий госорган при поступлении жалобы обязан принять, зарегистрировать и рассмотреть её. На практике мы видим совершенно другую ситуацию. После регистрации жалобу направляют на рассмотрение в тот самый орган, в отношении которого она составлена. Заявитель на свою мотивированную жалобу получает чаще всего формальную отписку. Вот так вышестоящие госорганы выталкивают заявителя в судебную плоскость и тем самым фактически пресекают право физлица или предпринимателя на досудебное разрешение спора. Считаю такую практику системным сбоем, который необходимо исправлять, иначе это рано или поздно может перерасти в социальный взрыв. Ведь главное чувство, которое остаётся у людей, не добившихся справедливости — разочарование в своём государстве», — отметил в интервью СМИ член Алматинской городской коллегии адвокатов Канатбай Кашкенов.

Видимой эта проблема стала именно с появлением возможности граждан и предпринимателей подать в суд на госорган, который не услышал их голоса в обычной переписке. По мнению юриста, именно несогласие человека с формальным ответом чиновника является основной причиной неразрешимости спора и большого количества исков в административные суды. Например, за неполный 2022 год, по информации председателя коллегии по административным делам Верховного суда (ВС) РК Аслана Тукиева, административные суды рассмотрели 27,6 тыс. дел. Из них более 4 тысяч дел были основаны на исках против акимов и аппаратов акиматов, 6 тысяч дел касались жилищных и налоговых споров, разбирательств из-за нарушений в госзакупках.

По данным коллегии по административным делам ВС РК, в прошлом году в 49% случаев госорганы проигрывали иски по госзакупкам. В спорах по госуслугам чиновники оказывались неправы в 51% административных дел. В налоговых, земельных спорах правота была на стороне физлиц и предпринимателей в 62% и 69% случаев, а в жилищных — в 78%. После введения Административного процедурно-процессуального кодекса (АПП) РК, по данным Аслана Тукиева, госорганы проигрывают административные дела в среднем в 61% случаев. До введения АПП этот показатель составлял 15%.

Данные отчётов Комитета по правовой статистике и специальным учётам Генеральной прокуратуры (КПСиСУ ГП) РК дают понимание: судебное рассмотрение жалоб — лишь верхушка айсберга. Далеко не каждый обращающийся после получения отписки подаёт в суд. За десять месяцев текущего года в госорганах было зарегистрировано 2,6 млн обращений. Пятая часть — 19,8%, или 518,6 тыс. заявлений, запросов, жалоб, сообщений — была перенаправлена в другие органы.

Рассмотрено было около 1,8 млн обращений, почти в половине случаев приняли благоприятный административный акт. Это значит, что дело решилось в пользу обратившегося. Фактов принятия обременяющего административного акта за этот период насчитывалось 103,9 тыс., из них 31,9 тыс. было обжаловано.

О проблеме неудовлетворённости казахстанцев обратной связью с чиновниками на встрече с правозащитниками недавно говорил президент РК Касым-Жомарт Токаев.

«Это огромная проблема. Люди не могут добиться справедливости в уполномоченных органах и вынуждены обращаться в Администрацию президента. Поток жалоб всегда увеличивается», — отметил глава государства.

Речь шла, в первую очередь, о правоохранительных органах, судах и прокуратуре. По данным статистики КПСиСУ ГП РК, Министерство внутренних дел занимает первое место в стране по количеству обращений граждан. За январь–октябрь текущего года туда было направлено 348,7 тыс. жалоб, заявлений, откликов, запросов, сообщений, что составило 13,3% от общего количества обращений в центральные и местные исполнительные органы.

В первой половине года Finprom.kz писал о том, что в антирейтинге по количеству обращений через портал «Открытый диалог» МВД тоже стоит в начале списка. Треть жалобщиков, которые дали фидбек после общения с правоохранителями, остались недовольны полученным ответом.

На втором месте в списке самых «популярных» у народа ведомств в этом году оказалось Министерство финансов. За десять месяцев физлица и предприниматели направили туда 273,2 тыс. обращений. В тройку антилидеров также вошло Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, получившее 197,4 тыс. жалоб граждан.

Предыдущая запись
Выставку предметов, которые привели к пожарам провели акмолинские спасатели
Следующая запись
400 млн тенге дольщиков присвоила компания-застройщик из Актау

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Видео

Қала әкімнің біріңғай қабылдауы жаңа форматқа көшті

Новость дня

Популярное среди читателей

Колонки редакторов

Все теги

Меню