Сезон дефицита ГСМ

Теги: ,
255

В Шымкенте каждый год с началом уборочной страды появляются проблемы с дизельным топливом

На прошлой неделе шымкентские водители пассажирских автобусов пожаловались на то, что не могут заправить свои машины. Им приходилось экономить и не включать кондиционеры в салонах. Некоторые водители не смогли довезти пассажиров до конца маршрута.

В день пассажирскому автобусу требуется 70 литров дизельного топлива. Как рассказал председатель Ассоциации «Южавтотранс» Дархан Каюпов, сейчас в Шымкенте 11 транспортных компаний, в которых насчитывается около тысячи автобусов. Из них 350-400 машин работают на дизельном топливе, остальные – на газе.

«По большому счету, ажиотажа не было, так как в Шымкенте солярки достаточно. Наши автобусы заправляются всегда на одних и тех же АЗС. И вот на прошлой неделе некоторые АЗС не заправили машины и не предоставили транспортным компаниям города талоны на август. Без объяснения причин. Нам пришлось в срочном порядке перезаключать договоры. Сейчас в городе никаких проблем нет, все автобусы выходят на маршруты по графику. Примерно 600 машин работают на газе. Этого вида топлива в городе также достаточно. Сейчас имеется три АЗС, к середине осени планируем запустить четвертую газовую заправку», — прокомментировал ситуацию Дархан Каюпов.

Председатель Ассоциации автозаправщиков «Жана жагармай» Кайыпбек Камбаров пояснил: самая главная причина такого дефицита ГСМ в том, что нет прозрачности.

«Ссылаются на то, что сейчас идет уборочная страда, поэтому якобы ГСМ не хватает, уменьшились поставки. Такая ситуация повторяется каждый год», — говорит Кайыпбек Жаубаевич.

Действительно, именно в конце июля — начале августа и вплоть до октября в Шымкенте происходит непонятное исчезновение ГСМ с автозаправок. А затем следуюет ряд разоблачений. Напомним, 23 декабря 2011 года в ценовом сговоре были обвинены восемь компаний. В ходе проведения расследования Межрегиональной инспекцией Агентства РК по защите конкуренции по Жамбылской, Кзылординской и Южно-Казахстанской областям было установлено, что предприниматели – владельцы этих компаний получили монопольный доход в сумме более миллиона тенге каждый. А попутно создавали дефицит топлива на рынке как Шымкента, так и других городов Казахстана.

2 декабря 2015 года сразу 25 шымкентских АЗС были оштрафованы на сумму более чем 2 млн тенге. Причина — необоснованное поднятие цен на ГСМ. Кроме того, была конфискована прибыль на общую сумму, превышающую восемь миллионов тенге. Эти цифры были озвучены в Департаменте по регулированию естественных монополий Шымкента.

4 августа 2021 года Агентство по защите и развитию конкуренции выявило ценовой сговор у ряда розничных реализаторов дизельного топлива, действующих в Жамбылской и Кызылординской областях, а также в Шымкенте, Нур-Султане и Алматы.

Кайыпбек Камбаров пояснил, как работает схема.

«Во время уборочной реализаторы поднимают оптовую цену на ГСМ, мотивируя нехваткой дизельного топлива. Мы все знаем, что розничная регулируется государством, а вот оптовая не регулируется, хотя мы неоднократно поднимали этот вопрос. Поэтому реализаторы и посредники уменьшают поставку дизельного топлива и увеличивают его оптовую цену. Оптовая цена поднимается на 5-10 тенге за каждый литр. Потом, когда поставки стабилизируются, цена снижается. Вот пример: сейчас бензина на заправках Шымкента хватает и его цена 170-175 тенге за литр при предельной цене 182 тенге за литр. А литр ДТ стоит 215 тенге, а до этого — 205-210 тенге за литр. Дело в том, что всего лишь четыре или пять крупных поставщиков реализуют более 60 процентов ГСМ на внутреннем рынке Казахстана. Мы, мелкие реализаторы, представители малого и среднего бизнеса, тоже можем реализовать ГСМ, у нас есть лицензии. Но мы мелкий бизнес, и нам просто не дают работать», — отмечает автозаправщик.

Он также добавил, что, по его мнению, именно крупный бизнес, используя своих посредников (приближенные компании-оптовики), диктует цены на рынке.

«Надеюсь, что АЗРК углубится в своем анализе по схеме реализации нефтепродуктов и обнаружит, кто эти посредники и как они влияют на рынок», — подчеркнул Камбаров.

Юрий Пак

Предыдущая запись
Прокуратура до сих пор не зарегистрировала дело о пытках в отношении Олжаса Абишева
Следующая запись
Астана медицина университетінің бұрынғы проректоры сотталды

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Видео

Қала әкімнің біріңғай қабылдауы жаңа форматқа көшті

Новость дня

Популярное среди читателей

Колонки редакторов

Все теги

Меню