Популярность к аэропорту «Манас» в Бишкеке, а также к аэропорту Ташкента пришла во время пандемии. Когда в Казахстане вводили ограничения на передвижение, в Кыргызстане, Узбекистане и других некоторых странах этого не делали. Люди, которым нужно было вылететь за границу, искали альтернативные решения. Именно поэтому большинство и выбирало аэропорт Бишкека. Возможно, именно в это время аэропорты столицы, Алматы, Актау, Шымкента и потеряли свою популярность. Даже сейчас полететь в Москву, Сеул, Минск, Баку намного дешевле именно из Бишкека и Ташкента, нежели из Алматы или Нур-Султана.
С чем это связано? А связано это только с отличием в конкуренции авиакомпаний в странах. Кыргызстан, Узбекистан активно наращивают работу с иностранными авиакомпаниями, тем самым повышая конкуренцию. На рынке этих стран, кроме местных авиакомпаний, есть Аэрофлот, Air Arabia, Turkish airlines, Flydubai, Pegasus, Уральские авиалинии, Air Astana и Flyarystan, Азербайджанские авиалинии, Jazeera Airways, Korean Air, Emirates, Белавиа.
Напомним, до пандемии Казахстан имел авиасообщение с 26 иностранными государствами (сейчас с 12-ю) по 99 международным маршрутам (сейчас 57). К примеру, в 2019 году прямые рейсы из Казахстана иностранными авиакомпаниями выполнялись в Варшаву, Минск, Лондон, Кувейт, Доху и другие города. Это составляло 430 рейсов в неделю 26 иностранными и 3 казахстанскими авиакомпаниями.
Мы поговорили с казахстанкой, которая на личном опыте убедилась — услуги казахстанских авиакомпаний в разы дороже.
«Я недавно летала в Санкт-Петербург из Бишкека. Разумеется, я заранее покупала авиабилеты. Из Казахстана по этому направлению летает только одна авиакомпания, она монополист и, видимо, поэтому лететь из Бишкека намного выгоднее, нежели пользоваться отечественной авиакомпанией», — поделилась с нами Дамира Сериковна.
Похоже, бесконечные жалобы на стоимость авиабилетов дошли и до правительства. Накануне оно анонсировало демонополизацию гражданской авиации.
«Участники рассмотрели вопросы законности отчуждения ряда государственных активов в сфере телекоммуникации, а также предложения по демонополизации гражданской авиации и автобусных перевозок (сферы общественного транспорта)», — говорится в сообщении пресс-службы правительства в среду.
Комментарий пресс-лужбы премьер-министра очень скудный, как всегда, никакой конкретики. Какие экономические, возможно, законодательные меры будут приняты, неясно.
Но мы на этом не остановились. И выяснили подробности. Как оказалось, в целом, главой правительства поддержаны предложения по увеличению доли биржевых торгов авиатопливом с 10% до 20%, увеличения срока действия в аэропортах Казахстана режима Открытого неба с 3 до 5 лет, внедрения системы перевода текущих счетов клиентов между банками внутри страны и стандарты открытых банковских программных интерфейсов (Open Banking и Open API). Говоря простым языком практически, ничего нового. Казахстанцы справедливо возмущаются заоблачными ценами на авиабилеты даже на лоукостеры, учитывая низкий уровень услуг и бесконечные задержки рейсов.
Эта сфера требует конкретных мер действий, которые будут способствовать расширению конкуренции между авиакомпаниями. А пока, видимо, так и придется казахстанцам ездить в другие страны, чтобы сэкономить на авибилетах.
Тимур Казьмин